Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паскаль обучение задачи

Простые задачи для обучения программированию «с нуля» — Pascal/Паскаль

Primary tabs

Forums:

Задачи к уроку #1

  1. Напишите программу, выводит на экран три строки «Мир», «Труд» и «Май» (кавычки не нужны). Причём сделайте чтобы выводилось сначала так:

Подсказка: помните, что печатая строковые литералы, вы можете печатать не только любые буквы, но и любое количество пробелов, не только между словами, но и в конце или в начале фраз.

  • Напишите программу с тремя переменными целого типа, первым двум присвойте значения, а третьей переменной присвойте их сумму. Выведете значение третей переменной на экран.
  • Напишите программу, которая просит пользователя ввести два числа (сначала одно, потом второе), а затем выведете на экран сумму этих двух чисел.
  • Напишите программу, которая просит пользователя вводить числа до тех пор, пока не встретится число больше 12-ти, когда оно встретится напечатайте (выведете в консоль) сообщение об этом и завершите выполнение программы.
  • Задачи к уроку #2 (типы данных)

    1. Напишите программу, в которой используются две переменные логического типа (boolean), присвойте им значения и выведете для каждой переменной на экран строку «истина», если переменная имеет значение true и «ложь», если переменная имеет значение false.
    2. Переделайте предыдущую задачу для 3-х переменных, литералы «истина» и «ложь» запишите в переменные, и используйте эти две строковые переменные для уведомления пользователя об истинности/ложности каждой из трёх логических переменных (предварительно присвойте им логические значения).
    3. Напишите программу, где двум строковым переменным присваиваются значения, третей же строковой переменных присвойте объединение (конкатенацию) двух предыдущих строк. Затем напечатайте значение третьей строковой переменной.
    4. Напишите программу, сравнивающую вещественное число с целым (сами присвойте им значения), записывающую логический результат сравнения в логическую (boolean) переменную и использующую эту переменную для вывода с помощью условного оператора if фраз «выражения истинно», «выражение ложно». Обе фразы выводите на экран с помощью переменных строкового типа (string).

    Задачи к уроку #3 (ввод/вывод данных)

    1. Напишите программу которая просит пользователя ввести два символа (сначала один, потом второй). Выведите полученные значения на экран с комментариями
    2. Напишите программу которая просит пользователя ввести две строки, затем проводит их конкатенацию и выводит на экран результат конкатенации с комментарием.
    3. Напишите программу, где пользователю предлагается ввести строку, считайте первые три символа в переменные символьного типа (char), первый и третий символы выведите на экран.
    4. Пусть пользователь вводит строку:

    (или любую другую, но достаточно длинную)

      считайте из неё 5-й символ, используя возможность read() записывать значений во многие переменные сразу (если эти значения есть в потоке ввода), например:

    Выведите полученный символ на экран.

  • Также считайте 5-ый символ (и выведите его на экран), но используя в read() только одну переменную.
  • Задачи к уроку #4 (условный оператор if)

    1. Создайте программу с двумя переменными целого типа, присвойте им значения, если первая переменная больше второй, то увеличьте её значение на 3, иначе увеличьте значение второй переменной на 8. В конце программы выведите значения обоих чисел на экран.

    Подсказка: напоминаем, что в Pascal возможны выражения вида:

  • Напишите программу, которая считывает из консоли (от пользователя) два числа. Если 1-ое больше 2-ого, то второму присвойте значение 1, иначе 1-ому присвойте значение 5, а второму 7.
    В конце программы выведите значения обоих чисел на экран.
  • Пользователь вводит целое число. Сообщите в консоли о его (числа) четности/нечётности.

    Подсказка: для проверки четности можно использовать операцию получения остатка mod.

  • Пусть пользователь указал 3 целых числа, напишите программу которая:
    • Выведет на экран максимальное из них.
    • Выведет на экран минимальное из них.
  • Задачи к уроку #5 (циклы)

    1. Выведете на экран все числа от 1 до 100 с помощью цикла (можно все три варианта в одной программе):
      • for
      • while
      • repeat
    2. Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы на экран выводились только нечетные числа.
    3. Пользователь вводит целое положительное число, если оно не соответствует критериям (то есть не является целым и положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведете на экран все числа от 1 до введённого пользователем.
    4. Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в случае, если число удовлетворяет требованиям (целое, положительное), то на экран выводились четные числа.
    5. Выведете на экран числа от 1 до 5 два раза с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
    6. M раз выведете на экран числа от 1 до N с помощью вложенных циклов. Так чтобы в консоли было:
      $
      left.
      begin
      1 & . & N \
      1 & . & N \
      end
      right> text
      $
    7. Модифицируйте предыдущую задачу так, чтобы в каждой чётной (той, у которой номер чётный) строке выводилось N символов, а в каждой нечетной N/2 символов (сделайте проверку того, что $N/2$ больше нуля)
    8. Пользователь вводит числа до тех пор пока им не будет передан ноль. В ответ на каждое число программа должна сообщать чётное оно или нет.
    9. Пользователь вводит четное целое число (если нечетное сообщите об ошибке). Делите это число в цикле на $2$ до тех пор пока оно делится, выводя каждый промежуточный результат, например для $12$ в консоли получим:

    А для 8:

    Пользователь два целых числа $M$ и $N$ целое число, если $M$ четное, делайте то же, что и в предыдущей задачи, а если нечётное, то умножайте $M$ в цикле на $3$ до тех пор пока результат не станет больше $N$ (и выводите ), например для:

  • С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу умножения числе от 1 до 9, начнётся она как-то так:
  • С помощью вложенных циклов выведите на экран таблицу деления чисел от 1 до 9.
  • Пользователь вводит целое положительное число$N$, если оно не соответствует критериям (то есть не является целым и положительным), выведете сообщение об ошибке, в противном случае выведите на экран все числа последовательности, не большие $N$, сформированной следующим образом:

    — то есть всё начинается с восьмерки, затем число увеличивается на 2, затем выводит тройка и ещё пара увеличенных на 2 чисел и т.д.

    Модифицируйте решение предыдущей задачи. так чтобы пользователь вводил второе число $M$, которое отвечало бы за длину возрастающего фрагмента, например для $M=4$:
    $ underbrace<8 ;10 ;12 ;14>_> ;3 underbrace<;16 ;18 ;20 ;22>_> ;3 ; . ;3 ;. ;text <и т.д.>$

    Заметьте. что в предыдущей задаче $M$ было зафиксировано $=2$:
    $ underbrace<8 ;10>_> ;3 underbrace<;14 ;16>_> ;3 ; . ;3 ;. ;text <и т.д.>$

  • Пользователь передает целое положительное число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$ «ёлочкой», например для $N = 17$:
  • Пользователь передает целые положительные число $N$ и $M$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина «ёлочки» увеличивалась до $M$ чисел, то уменьшалась до $1$. Например, для $M = 3$ и $N = 25$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; \
    4; 5; 6;;;;;;;;; text <--максимум три числа>\
    7; 5; \
    9; \
    10; 17; \
    18; 19; 20;;;;;;; text <--снова три числа>\
    21; 22; \
    23; \
    24; 25;.
    $
  • Пользователь передает целые положительные число $N$, выведете на экран последовательность от $1$ до $N$, так чтобы ширина «ёлочки» росла волнами. Например, для $M = 49$ получим:
    $
    1; \
    2; 3; ;;;;;;;; text <--сначала до двух>\
    4; \
    5; 6; \
    7; 8; 9; ;;;;;;;; text <--потом до трёх>\
    10; 11; \
    12; ;;;;;;;; text <--возвращаемся к одному>\
    13; 14; \
    15; 16; 17; \
    18; 19; 20; 21; ;;;;;;;; text <--тут уже четыре>\
    22; 23; 24; \
    25; 26; ;;;;;;;; text <--снова убывает >\
    27; \
    28; 29; \
    30; 31; 32; \
    33; 34; 35; 36; \
    37; 38; 39; 40; 41; \
    42; 43; 44; 45; \
    46; 47; 48; \
    49;
    $
  • Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия

    В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal. Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

    Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

    1. Подготовка к работе

    Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

    А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

    Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

    2. Начало работы

    Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
    Алфавит Pascal состоит из:

    1. Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
    2. Цифр: 0. 9;
    3. Специальных символов: + — * / = . ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «

    Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
    Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

    Структура программы выглядит так:

    Program «имя программы»; — заголовок программы;
    (Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
    Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
    Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
    Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
    Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
    Begin (здесь без точки с запятой)
    Дальше следует основной блок программы;
    end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

    3. Создание первых программ

    Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

    Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

    program Programma1;
    begin
    end.

    Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

    program Programma1;
    begin
    write(‘ Pascal ‘);
    end.

    Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

    3.1. Операторы write, writeln, read, readln

    Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

    Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
    В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

    Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

    3.2. Типы данных в Pascal

    Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

    Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

    •Целые типы данных (для целых чисел):
    — byte
    Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
    — word
    Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
    — integer (уже нам знакомый)
    Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
    — LongInt
    Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
    — ShortInt
    Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

    •Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
    — Real
    Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
    — Double
    Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
    — Extended
    Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
    Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

    Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

    3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

    Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:

    1. Сложение (+);
    2. Вычитание (-);
    3. Умножение (*);
    4. Деление (/);
    5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
    6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);

    Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

    abs(x) – возвращает модуль от x;
    sin(x) – синус угла x (в радианах);
    cos(x) – косинус угла x (в радианах);
    int(x) – возвращает целую часть от x;
    random(число) – случайное число от 0 до заданного;
    sqr(x) – квадрат x;
    sqrt(x) – квадратный корень x;
    inc(x) – увеличить x на 1;
    dec(x) – уменьшить x на 1.

    Условия

    Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

    if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное)
    (if – если, then – то, else – иначе)

    При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

    • and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
    program Usloviya;
    var a:integer;
    begin
    readln(a);
    if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
    write(a);
    end.

    На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

    • not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

    program Usloviya;
    var b:integer;
    begin
    readln (b);
    if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
    write (b);
    end.

    Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

    • or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
    program Usloviya;
    var d:integer;
    begin
    readln (d);
    if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
    write(d);
    end.

    Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

    • xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

    program Usloviya;
    var n:integer;
    begin
    readln(n);
    if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
    write (n);
    end.

    (Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

    Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

    3.4. Процедуры и функции для управления программой

    Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

    На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

    •Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
    •Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
    •Exit – досрочное завершение процедуры.
    Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

    Также посмотрите видео: Паскаль с нуля — первая программа.

    4. Заключение

    Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

    Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

    Знакомство со средой PascalABC

    Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам быстро научиться писать программы на паскале.

    В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать паскаль бесплатно версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

    Внешний вид интерфейса программы PascalABC

    Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

    Внешний вид интерфейса программы

    Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

    В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

    Работа с PascalABC

    После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

    Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

    Запуск

    Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

    Ошибки в программе

    Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

    Остановка

    Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

    Настройка текстового редактора abc паскаль

    По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

    Настройка редактора Pascal ABC

    Работа с электронным задачником

    Научиться писать программы pascal невозможно без практики. Система автоматического тестирования работы программы для паскаля поможет вам освоить программирование на языке pascal.
    Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

    Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

    Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

    Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

    Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

    Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

    Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

    Паскаль (Pascal) — основы программирования для начинающих

    Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

    Сейчас, в век информационных технологий, каждый может провести для себя обучение по самоучителю онлайн (пройдя курсы «Изучение языков программирования с нуля»; «Паскаль для чайников» и другие).

    История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

    С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

    Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

    Что такое язык программирования Паскаль

    Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

    Особенности системы PascalABC.NET

    Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

    Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

    1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
    2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
    3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
    4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
    5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

    Примеры программ на PascalABC.NET

    Сумма вводимых целых чисел

    Произведение целых чисел

    Сколько нечетных среди n введенных

    Защита от неверного ввода

    Вывод 10 первых степеней двойки

    Найти сумму цифр целого положительного числа m

    Разложение числа на простые множители

    Паскаль для начинающих – основные понятия

    Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

    Рабочая область

    Как выглядит рабочее пространство?

    Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

    Алфавит Паскаль

    Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

    Что к ним относится:

    1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
    2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
    3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
    4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
    5. Служебные слова:
    • and – и;
    • array – массив;
    • begin – начало;
    • do – выполнить;
    • else – иначе;
    • for – для;
    • if – если;
    • of – из;
    • or – или;
    • procedure – процедура;
    • program – программа;
    • repeat – повторять;
    • then – то;
    • to – до;
    • until – до (= пока);
    • var – переменная;
    • while – пока.

    Структура программы

    Итак, что же входит в «иерархию» данной программы?

    По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

    Действия начинаются с «begin» и заканчиваются «end» с точкой.

    Структуру можно представить так:

    Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

    Операторы write, writeln, read, readln

    Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

    Вывод

    Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

    В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

    Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

    Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

    Целый тип данных

    Выделяют 3 основных вида:

    С ними также проводят простые действия:

    Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

    Вещественные типы данных

    К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

    Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:

    С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

    • квадратный корень – sqrt;
    • абсолютная величина – abs;
    • квадратичная функция – sqr;
    • синус – sin;
    • косинус – cos;
    • арктангенс – arctan;
    • натуральный логарифм – ln;
    • экспонента – exp.

    Обработка данных

    Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

    • целая часть числа – int;
    • дробная часть числа – frac;
    • получение целой части числа – trunc;
    • округление до целого – round;
    • преобразование порядкового типа – ord;
    • преобразование кода в символьный тип – chr;
    • определение предыдущего значения величины – pred;
    • определение последующего значения величины – succ.

    Математические операции

    Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

    Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

    Простые включают в себя подтипы:

    • целые – integer;
    • логические – boolean;
    • символьные – char;
    • перечисляемые;
    • интервальные;
    • вещественные.

    Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

    Структурированные делят на:

    • массивы – array;
    • записи – record;
    • множества – set;
    • файл – file.

    Для каждого типа характерны свои наборы операций.

    Условия

    Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

    Схема представлена на рисунке ниже.

    Логические операции

    Операции основаны на истине факта или его лжи.

    Выделяют 3 вида таких функций:

    1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
    2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
    3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

    Функции управления программой

    Какие еще существуют процедуры:

    • Inc – увеличение числа;
    • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
    • Uses crt – запуск clscr;
    • Length – возвращение длины строки;
    • Val – преобразование строки в число;
    • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
    • Assign – связывание переменной с файлом;
    • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

    Заключение

    Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

    Читать еще:  Язык си pow
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector