Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сортировка массива паскаль 9 класс

Урок информатики по теме «Сортировка одномерного массива»

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала, закрепление, выполнение практической работы.

Время реализации урока: 2х45 мин

Предполагаемый результат урока: приобретение знаний, умений и навыков по реализации изученных методов сортировок.

Продукт урока: решение задач на упорядочивание элементов одномерного массива.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.

  • алгоритм сортировки методом выбора;
  • алгоритм сортировки методом «пузырька»;
  • улучшенный алгоритм «пузырьковой» сортировки;
  • программа на Паскале сортировки методом выбора;
  • программа на Паскале сортировки методом «пузырька».

Особенности изложения содержания урока:

Это один из заключительных уроков изучения темы «Программирование» в 9 классе. Учащиеся изучили алгоритмы заполнения одномерного массива, поиска числа в массиве; научились составлять программу на Паскале по данному алгоритму. Знания, умения и навыки, приобретенные на этом уроке, понадобятся в дальнейшем при изучении модуля «Программирование» в 11 классе.

Урок проводится на основании знаний, полученных по модулю «Программное управление работой компьютера» (Глава 6) и материала для углубленного изучения курса п.6.3 [1].

1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивация учащихся

На предыдущих занятиях мы с вами изучили основные алгоритмические конструкции, научились писать достаточно сложные программы.

Сегодня на уроке научимся упорядочивать элементы числовых массивов.

Зачем нужна сортировка? С отсортированными данными работать легче, чем с произвольно расположенными:

  • когда элементы отсортированы, их проще найти;
  • на отсортированных данных легче определить, имеются ли пропущенные элементы;
  • проще удостовериться, что все элементы были проверены;
  • легче найти общие элементы двух множеств.

Сортировка является мощным средством ускорения работы практически любого алгоритма, в котором нужно часто обращаться к определенным элементам данных. Если хотите стать хорошими программистами, то обязательно должны знать различные методы сортировки[3].

Далее урок ведется с использованием приложенного видеоматериала, учитель рассказывает, по необходимости останавливает показ, обращая внимание учеников на основные понятия (приведенные выше), ученики самостоятельно составляют конспект.

3. Изучение алгоритмов сортировки

3.1. Сортировка выбором

Задача сортировки массива – это перестановка элементов массива так, чтобы они были упорядочены по возрастанию, убыванию или другой аналогичной характеристике.

3.1.1. Алгоритм сортировки прямым выбором по убыванию

Далее просматриваем видеоматериал (Приложение 1). По необходимости учитель может остановить показ, обращая внимание учеников на основные понятия и особенности реализации алгоритма сортировки.

Рассмотрим алгоритм сортировки выбором. Суть ее в случае упорядочивания по убыванию заключается в следующем. Будем просматривать массив слева направо. Найдем максимальный элемент в массиве и поменяем его с первым элементом. Затем найдем максимальный элемент среди оставшихся элементов и поменяем его со вторым элементом. На N-1 шаге мы закончим упорядочивание нашего массива, состоящего из N элементов [2].

3.1.2. Алгоритм сортировки прямым выбором по возрастанию

Используя флеш-ролик (Приложение 3), выполним алгоритм сортировки выбором. Ученик у доски выполняет упорядочивание элементов массива по возрастанию, используя алгоритм сортировки прямым выбором.

Далее сформулируем особенности программирования сортировки выбором. Структура алгоритма должна представлять собой два вложенных цикла. Внешний цикл – проходы по массиву, внутренний цикл – поиск необходимого элемента и обмен элементов массива.

3.2. Сортировка обменом или «пузырьковая» сортировка

«Пузырьковая» сортировка традиционно считается более простой в реализации [2].

3.2.1. Алгоритм сортировки обменом или «пузырьковая» сортировка по возрастанию

Просматриваем видеоматериал (Приложение 2). По необходимости учитель может остановить показ, обращая внимание учеников на основные понятия и особенности реализации алгоритма сортировки обменом или «пузырьковой» сортировки.

Суть упорядочивания по возрастанию заключается в следующем. Просматриваем слева направо все пары соседних элементов. Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами. В результате такого просмотра массива максимальный элемент окажется на крайнем справа (своём) месте. Будем просматривать массив снова, исключив из рассмотрения правый элемент. На своем месте теперь окажется уже второй по величине элемент. В последнем просмотре будут участвовать только первый и второй элементы. Общее число просмотров массива из N элементов при этом равно N-1 [2].

3.2.2. «Пузырьковая» сортировка по убыванию

Используя флеш-ролик (Приложение 4), выполним алгоритм сортировки обменом. Ученик у доски выполняет упорядочивание элементов массива по убыванию, используя алгоритм сортировки обменом.

Далее формулируем особенности программирования сортировки обменом. Структура алгоритма должна представлять собой два вложенных цикла. Внешний цикл – проходы по массиву, внутренний цикл – сравнение пар элементов и обмен, если это необходимо.

3.2.3. Усовершенствованная «пузырьковая» сортировка

При просмотре видеоматериала (Приложение 2) обращаем внимание учеников на то, что «пузырьковую» сортировку можно усовершенствовать.

Используя флеш-ролик (Приложение 5), выполним алгоритм «пузырьковой» сортировки. Сформулируем, как надо изменить алгоритм, чтобы он заканчивал свою работу в случае, когда на очередном проходе не произошло ни одного обмена (это означает, что массив уже отсортирован и дальнейшие проходы не нужны) [2].

4. Рефлексия деятельности на уроке

Рассмотрели наиболее простые алгоритмы сортировки:

  1. сортировка выбором;
  2. сортировка обменом или «пузырьковая» сортировка;
  3. усовершенствованная «пузырьковая» сортировка.
Читать еще:  Чекдиск с исправлением ошибок

Теперь необходимо научиться реализовывать один из алгоритмов сортировки, чтобы в дальнейшем в случае необходимости не тратить время на его отладку, т.к. часто сортировка используется как первый шаг в алгоритме решения более сложной задачи [2].

5. Практическая работа

Используя один из изученных алгоритмов сортировки, составить программы на Паскале.

1. Выполнить сортировку только четных элементов массива (нечетные элементы остаются на своих местах)

Примерный вариант решения задачи:

2. Выполнить сортировку элементов, записанных на нечетных местах [4].

Примерный вариант решения задачи:

Для помощи в составлении и отладке программ ученик может самостоятельно за своим рабочим местом просмотреть видеоматериалы и флеш-приложения еще раз.

6. Домашнее задание

Придумать пример задачи из реальной жизни, для решения которой необходимо использовать сортировку.

Выделить тех учеников, кто выполнил все задания, особенно подчеркнуть то, что у всех есть возможность дома доработать программы; при выходе из кабинета попросить ребят оставить на партах одну из трех заготовленных ранее карточек: красная – урок был трудным, у меня мало что получилось; желтая – урок был в целом понятен, но дома мне предстоит потрудиться, чтобы доделать работу; зеленая – урок был понятным и интересным, я почти все сделал в классе.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009.
  3. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.
  4. Окулов С.М. Основы программирования. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Урок на тему «Сортировка массива» 9 класс

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Сортировка массива.doc

Раздел программы: Программное управление работой компьютера.

Тип урока: нетрадиционный урок – урок-путешествие; урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование навыков программирования сортировки одномерного массива.

учащиеся повторяют и закрепляют основные понятия, связанные с одномерными массивами;

изучают алгоритмы сортировки методом обмена и методом выбора;

учатся составлять код программы сортировки одномерного массива на языке Паскаль;

формируют умение анализировать сложность алгоритма.

у учащихся развивается умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения задания;

развивается абстрактное и логическое мышление;

формируется умение анализировать, строить аналогии, выделять главное.

у учащихся формируется коммуникационная культура, умение работать в паре;

воспитывается самостоятельность в применении полученных знаний;

воспитываются аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о понятии «сортировка массива; виды сортировок, их свойства и достоинства

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) напомнить сущность понятия массив, одномерный массив; 2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;

2) познакомиться с сущностью процесса сортировки массива.

7) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы сортировки одномерных массивов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроках: массив, сортировка, сортировка выбором, сортировка вставкой.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронные образовательные ресурсы

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала (приложение 1).

Проверка полученных знаний (приложение 2)

Рефлексия (приложение 3)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний.

На презентации (слайд 2) представлены две записи, по которым ученики должны ответить, что запись, представленная им, является — массивами.

Также они вспоминают, что же такое массив и дают определение.

Мы знаем, что большинство задач в программирование связанно с обработкой массивов (слайд 3). Подводим учеников к теме нашего урока.

3. Изучение нового материала

После обсуждаем, что же такое сортировка массива (после обсуждений даем ее определение), и в чем ее преимущества (слайд 4).

Рассмотрим виды и методы сортировок (слайд 4, слайд 6)

В курсе 9 класса мы рассматриваем лишь два метода сортировки: метод выбора и метод обмена («пузырьковая» сортировка).

Метод выбора: рассматриваем пример (слайд 7), для более освоенности, вызываем к доске 5 учеников, разного роста. Ученики встают у доски хаотично, после чего демонстрируем сортировку по их росту, методом выбора.

Ученики пришли к выводу, что есть некий алгоритм (слайд 8)

Метод обмена: рассматриваем пример (слайд 9), точно также на примере 5 учеников (но уже других), проводим сортировку, но уже методом обмена. И делаем выводы по алгоритму выполнения сортировки (слайд 10).

Проверка полученных знаний (приложение 2)

Класс делится на 4 команды, каждая команда получает задание в котором необходимо произвести сортировку следующем образом (слайд 11).

После выполнения работы, учитель сверяет ответы с учениками (слайд 12, слайд 13).

Рефлексия (приложение 3)

На столах у учеников лежат анкеты, которые им необходимо заполнить.

Домашнее задание. Придумать пример из жизни и произвести сортировку.

Выбранный для просмотра документ приложение 1.pptx

Сортировка массива.

Просмотр содержимого документа
«Сортировка массива.»

Цель урока: рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (суммирование, поиск, наименьшего / наибольшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством); познакомиться с сущностью процесса сортировки массива, сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Проверка домашнего задания.

Основная часть урока.

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Одномерные массивы целых чисел»

Под сортировкой (упорядочением) массива понимают перераспределение значений его элементов в некотором определённом порядке.

Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое маленькое значение, а значение каждого следующего элемента не меньше значения предыдущего элемента, называют возрастающим.


Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое большое значение, а значение каждого следующего элемента не больше значения предыдущего элемента, называют убывающим.

Цель сортировки — облегчить последующий поиск элементов: искать нужный элемент в упорядоченном массиве легче.Вы уже встречались с сортировкой при работе с базами данных. Сейчас мы рассмотрим один из возможных вариантов реализации механизма этой операции — сортировку выбором.

Сортировка выбором (например, по убыванию) осуществляется следующим образом:

В массиве выбирается максимальный элемент;

Максимальный и первый элементы меняются местами (первый элемент считается отсортированным);

В неотсортированной части массива снова выбирается максимальный элемент; он меняется местами спервым неотсортированным элементом массива;

Действия, описанные в пункте 3, повторяются с неотсортированными элементами массива до тех пор, пока неостанется один неотсортированный элемент (его значение будет минимальным).

Рассмотрим процесс сортировки выбором на примере массива a=<0,1,9,2,4,3,6,5>.

В этом массиве из восьми элементов операцию выбора максимального элемента мы проводили 7 раз. Вмассиве из n элементов такая операция будет проводиться n−1 раз.

Практическая работа № 4

var n, i, j, x, imax: integer;

a:array[1..10] of integer;

for i:=1 to 10 do read (a[i]);

for j:=i+1 to 10 do if a[j]a[imax] then imax:=j;

Домашнее задание: выучить §2.2 ст. 68 – 73, повторить ст. 64 – 68, ст.74 № 6.

a: array [1..7] of integer; // Исходные данные

i, s: integer; // Промежуточные величины

st: real; // Результат

const b: array [1..7] of string = (‘Понедельник’, ‘Вторник’, ‘Среда’, ‘Четверг’, ‘Пятница’, ‘Суббота’, ‘Воскресенье’);

writeln (‘Введите температуру’);

for i :=1 to 7 do

for i :=1 to 7 do

writeln (‘Средняя температура за неделю: ‘, st:4:2)

Цель урока: рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (суммирование, поиск, наименьшего / наибольшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством); познакомиться с сущностью процесса сортировки массива, сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Проверка домашнего задания.

Основная часть урока.

Новый материал излагается в сопровождении презентации

Существуют различные методы конструирования (разработки, построения) алгоритмов. Мы познакомимся содним из них — методом последовательного построения (уточнения) алгоритма. Иначе он называетсяметодом разработки «сверху вниз», нисходящим методом или методом пошаговой детализации.

Процесс последовательного построения алгоритма выглядит следующим образом.

На первом шаге мы считаем, что перед нами совершенный исполнитель, который всё знает и всё умеет.Поэтому достаточно определить исходные данные и результаты алгоритма, а сам алгоритм представить в видеединого предписания — постановки задачи.

Если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то необходимо представить это предписание ввиде совокупности более простых предписаний (команд). Для этого:

задачу разбивают на несколько частей, каждая из которых проще всей задачи;

решение каждой части задачи формулируют в отдельной команде, которая также может выходить за рамки системы команд исполнителя;

при наличии в алгоритме предписаний, выходящих за пределы возможностей исполнителя, такие предписания вновь представляются в виде совокупности ещё более простых предписаний.

Процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю.
Объединяя полученные предписания в единую совокупность выполняемых в определённой последовательности команд, получаем требуемый алгоритм решения исходной задачи.

Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закреплена.

Составим алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернётся в исходноеположение.

Представим план действий Робота следующими укрупнёнными шагами (модулями):

Детализируем каждый из пяти модулей.

1. Чтобы закрасить все клетки коридора, находящиеся левее Робота, прикажем Роботу шагнуть влево и выполнить цикл ПОКА:

Под управлением этого алгоритма Робот закрасит все клетки коридора, находящиеся левее от него, и окажется на клетке рядом с левой границей коридора.

2. Командой вправо вернём Робота в коридор. Наша задача — вернуть Робота в исходную точку. Эта точка имеет единственный отличительный признак — она не закрашена. Поэтому пока занимаемая Роботом клетка оказывается закрашенной, будем перемещать его вправо.

Под управлением этого алгоритма Робот окажется в исходной точке.

3. Выполнив команду вправо, Робот пройдёт исходную клетку и займёт клетку правее исходной. Теперь можно закрашивать клетки коридора, расположенные правее исходной.

4. Так как, выполнив предыдущий алгоритм Робот оказался правее коридора, командой «влево» вернём его в коридор. Возвращение в исходную точку обеспечивается алгоритмом:

5. По команде «закрасить» Робот закрашивает исходную точку.

При построении новых алгоритмов нередко возникают ситуации, когда в разных местах алгоритма необходимо выполнение одной и той же последовательности шагов обработки данных. Для такой последовательности шагов создают отдельный алгоритм, называемый вспомогательным. В качестве вспомогательных могут использоваться алгоритмы, ранее разработанные для решения других задач.

Вспомогательный алгоритм — алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.

При представлении алгоритмов с помощью блок-схем для обозначения команды вызова вспомогательного алгоритма используется блок «предопределённый процесс», внутри которого записывается название (имя) вспомогательного алгоритма, после которого в скобках перечисляются параметры — входные данные и результаты.

Вспомогательный алгоритм делает структуру алгоритма более понятной.

Построим алгоритм вычисления степени y=ax, где x — целое число, a≠0.

По определению степени с целым показателем.

Исходя из определения и учитывая, что 1a−x=(1a)−x, можно записать: y=⎧⎩⎨⎪⎪⎪⎪1 при x=0ax при x0(1a)−x при x

Решение задачи вычисления степени y=ax, где x — целое число, a≠0, представим блок-схемой:

Этот алгоритм является основным по отношению к вызываемому в нём вспомогательному алгоритму.

Напомним, что параметрами используемого вспомогательного алгоритма были величины a,n,y. Это формальные параметры, они используются при описании алгоритма. При конкретном обращении к вспомогательному алгоритму формальные параметры заменяются фактическими параметрами, т.е. именно теми величинами, для которых будет исполнен вспомогательный алгоритм. Типы, количество и порядок следования формальных и фактических параметров должны совпадать.

Команда вызова вспомогательного алгоритма исполняется следующим образом:

Формальные входные данные вспомогательного алгоритма заменяются значениями фактических входных данных, указанных в команде вызова вспомогательного алгоритма;

Для заданных входных данных исполняются команды вспомогательного алгоритма:

Полученные результаты присваиваются переменным с именами фактических результатов;

Осуществляется переход к следующей команде основного алгоритма.

7 Pascal сортировка массива
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Презентация демонстрирует работу алгоритма сортировки массива.

Скачать:

ВложениеРазмер
7_pascal_sortirovka_massiva.ppt83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Язык программирования Pascal Сортировка массива А. Жидков

Задача о сортировке массива Сортировкой или упорядочением массива называется расположение его элементов по возрастанию (или убыванию). Если не все элементы различны, то надо говорить о неубывающем (или невозрастающем ) порядке. В теории алгоритмов задача сортировки носит канонический характер. Критерии оценки эффективности этих алгоритмов могут включать следующие параметры: количество шагов алгоритма, необходимых для упорядочения; количество сравнений элементов; количество перестановок, выполняемых при сортировке. известно множество алгоритмов сортировки, наиболее известным является метод «пузырька».

Сортировка пузырьком Чтобы уяснить его идею, представьте , что массив (таблица) расположен вертикально. Элементы с большим значением всплывают вверх наподобие больших пузырьков. При первом проходе вдоль массива, начиная проход «снизу», берется первый элемент и поочередно сравнивается с последующими. При этом: если встречается более «легкий» (с меньшим значением) элемент, то они меняются местами; при встрече с более «тяжелым» элементом, последний становится » эталоном » для сравнения, и все следующие сравниваются с ним . В результате наибольший элемент оказывается в самом верху массива. program sort_puz; const N=6; var M: array [1..n] of integer; i,j,r,k :integer; procedure swap (var x,y: integer); var t: integer; Begin t:= x; x:= y; y:= t; end; begin write (‘Укажите интервал от 0 до R=’); readln (r); writeln (‘исходный массив’); for j:=1 to N do begin M[j]:=random(r+1); write( ‘M(‘,j,’)=’,M[j],’ ‘); end; writeln; writeln (‘процесс сортировки’); for j:=1 to N-1 do for i:=1 to N-j do if M[i] > M[i+1] then begin swap (M[i],M[i+1]); for k:=1 to N do write(‘M(‘,k,’)=’,M[k],’ ‘); writeln; end; writeln (‘отсортированный массив’); for k:=1 to N do write( ‘M(‘,k,’)=’,M[k],’ ‘); end.

Сортировка пузырьком тест

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Сортировка массивов».

Зачетная работа на курсах повышения квалификации.

Рассматривается данный алгоритм и обсуждается вопрос оценки сложности данного алгоритма.

Презентация к учебнику «Информатика 10 класс» авторы Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Глава 8 «Алгоритмизация и программирование», §64 «Сортировка».Демонстрация презентации дает наглядное представление выпол.

Три сортировка массивов на языке программирования Паскаль, задачи на сортировки.

Описаны алгоритмы сортировки, приведены примеры подпрограмм на Паскале.

Презентация по теме: «Сортировка массивов». В презентации расссмотрены определение сортировки, краткая история развития, несколько способов сорттировки, в частности следующие алгоритмы1.Сортировка пуз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector