Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транспортные тарифы железнодорожного транспорта

Лекция 15. Железнодорожные тарифы

1. Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.

2. Грузовые тарифы

3. Пассажирские тарифы

  1. Понятие железнодорожного тарифа. Факторы, влияющие на ценообразование на железнодорожном транспорте.

Железнодорожные тарифы являются ценами реализации транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожного транспорта и сопутствующих им услуг.

С экономической точки зрения транспортный (железнодорожный) тариф – это денежное выражение стоимости транспортной услуги.

Поскольку грузовые тарифы осуществляются для производственных и торговых организаций, а пассажирские перевозки для личного потребления , то грузовые тарифы являются оптовыми ценами, а пассажирские тарифы – розничными ценами.

Факторами, влияющими на ценообразование на железнодорожном транспорте являются:

· осуществление перевозки большого количества наименований грузов, не являющихся взаимозаменяемыми;

· осуществление перевозок в различных условиях;

· осуществление нескольких видов пассажирских перевозок;

· уровень железнодорожных тарифов определяется эффективность размещения производства в разных регионах страны, от уровня тарифов зависят объем, области сбыта и цена продукции.

На железнодорожном транспорте России железнодорожные перевозки регулируются Федеральным законом «О естественных монополиях» (n № 147-ФЗ от 17.08.95), Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» ( № 17-ФЗ от 10.01.2003), Правительством РФ в Постановлении «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (№ 332 от 30.06.04), Постановлении « Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте (№ 787 от 15.12.2004) и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте( № 917 от 23.12.02)

Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Постановление Правительства РФ от 20.11.03 №703)

Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (от 25.11.03 № 710).

Регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта.

Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях :

· достижения баланса интересов субъектов естественных монополии на железнодорожном транспорте потребителей их услуг;

· защиты экономических интересов;

· развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;

· обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;

· создание для естественной монополии экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышения качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг – стимулов к оптимизации транспортных связей.

Государственное регулирование тарифов осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения. С 2004 года введена практика повышения тарифов 1 раз в год.

Решение об определении (установлении) тарифов или их предельного уровня принимается с учетом анализа основных ценообразующих факторов:

· объемов перевозок и их особенностей;

· расходов субъектов естественных монополий, в т.ч. расходов на выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и топлива, накладных расходов;

· конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;

· развития производства и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов.

  1. Грузовые тарифы

Тарифы на перевозку грузов являются главным инструментом регулирования экономических взаимоотношений внутри отрасли. Уровень грузовых тарифов самым непосредственным образом определяет эффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективность производства уже действующих предприятий. От уровня грузовых тарифов зависят объем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Все это предъявляет повышенные требования к обоснованию величины тарифа.

Система тарифов на всех внутренних и международных линиях зафиксирована в Прейскуранте 10-01 « Тарифы за перевозку и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» утв. Постановлением ФЭК России от 17.06.03 № 47-т/5.

В 2009-2010 годах утверждены следующие документы:

  • Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (постановление Правительства РФ от 05.08.09 № 643)
  • Методика расчета размера обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки ( приказ ФСТ России от 31.08.2010 № 198-т/1)

30.06.11 – заседание ФСТ – рассмотрена модель тарификации платы за услуги:

  • По занятию инфораструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании;
  • По организации продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного соства в составе грузовых поездов;
  • По организации продвиженя по инфраструкре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов или в одиночном следовании.

Основное – тарифное регулирование заключается в следующем – определение экономически обоснованного параметра индексации тарифов, который должен учитывать потребности в финансовых средствах, необходимых для обеспечения стабильной и эффективной работы организаций железнодорожного транспорта общего пользования, направленной на удовлетворение потребностей российской экономики в железнодорожных перевозках; принимается предельный уровень тарифов (учитывающий необходимость минимизации негативного влияния роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на пользователей услуг железнодорожного транспорта исходя из сложившихся экономических условиях). Образующийся при этом дефицит денежных средств возмещается хозяйствующему субъекту путем государственного субсидирования.

Данные тарифы могут индексироваться по представлению перевозчика органами государственного управления в лице Федеральной службы по тарифам.

Тарифы на транзитные железнодорожные перевозки устанавливаются на основе международных транзитных тарифов (ITT) и унифицированных транзитных тарифов (UTT) Они исчисляются в швейцарских франках для всех видов грузов, кроме транзитных контейнеров, для которых тарифы рассчитываются в американских долларах.

Тарифная политика на железнодорожном транспорте России направлена на обеспечение равного доступа грузоперевозчиков к услугам железных дорог.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на затратной основе, с тем чтобы они покрывали эксплуатационные затраты дорог, выплаты по кредитам, существенную часть инвестированного капитала, а также затраты на неприбыльные пассажирские перевозки.

Определяют размер тарифа следующие 3 основные составляющие:

    • инфраструктура — 55% ( услуги инфраструктуры);
    • затраты на локомотивы – 30% ( услуги локомотивной тяги) ;
    • затраты на вагоны – 15% ( вагонная составляющая).

Таким образом, с 2003 года тариф для грузоотправителя, отправляющего грузы в собственных вагонах составляет 85% тарифа для грузоотправителей, использующего вагонный парк «РЖД» или других грузовых операторов.

В основе грузовых тарифов лежит среднесетевая себестоимость перевозок. При этом современные тарифы дифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различия в себестоимости их перевозок. В число таких факторов входят:

· типы вагонов, используемых для перевозки грузов;

· степень использования их вместимости и грузоподъемности;

· расстояние перевозки и скорость доставки грузов;

· масса и объем партии единовременно перевозимого груза;

· собственность на используемые вагоны и локомотивы.

Общий порядок установления платы за перевозку грузов определен в первой части Тарифного руководства №1, согласно которому на первом этапе с помощью Тарифного руководства №4 рассчитывается тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до станции назначения. При этом тарифные расстояния исчисляются по кратчайшему пути следования грузов.

Затем устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза, тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива. Определяется позиция по единой тарифно-статистической номенклатуре для данного груза, а при повышенной групповой, маршрутной отправке – тарифный класс груза.

Для ряда грузов применяются индивидуальные поправочные коэффициенты.

С 01.08.95 года установлено деление перевозимых грузов на три класса. В Прейскуранте 10-01 (от 2003 года) сохранена трехклассная система тарифов, учитывающая платежеспособность и происхождение груза (продуктов сырьевых, промежуточного и конечного потребления)

Читать еще:  Крупнейшие месторождения железной руды в россии

Первый класс – грузы с транспортной составляющей 15-70%,

Второй класс – грузы с транспортной составляющей 8-15%

Третий класс – грузы с транспортной составляющей менее 8%.

Базовые ставки тарифа установлены на основе второго класса тарифа.

Для грузов 1 класса – в основном сырьевых ( каменный уголь, кокс, руда железная и марганцевая, круглый лес, дров, цемент, шлаки, апатиты и др), имеющих низкую платежеспособность и составляющих более половины объема перевозок, тарифы по сравнению со ставками тарифов 2 класса установлены на более выгодных условиях, чем это было принято в 1995 году. Увеличение размеров скидки с тарифов за перевозки сырьевых грузов создает условия для снижения доли транспортной составляющей в конечной цене полуфабрикатов и готовых изделий. Тарифы снижены на 30-35%.

Для грузов 3 класса тарифы установлены на 74% выше базовых ставок 2 класса. Тем самым компенсируются потери доходов на перевозку грузов 1 класса.

В Прейскуранте расширена практика установления индивидуальных коэффициентов на перевозку отдельных грузов. Диапазон колебаний по классам грузов составляет:

Первый класс : 1 — 3,067

Второй класс : 1 — 1,64

Третий класс : 1 — 2,14.

Кроме этого в зависимости от расстояния перевозки по всем видам грузов тарифы дифференцируются:

На расстояниях до 1199 км : 1 – 4,95

На расстояниях 5000 км и больше : 1-6,75

Индивидуальные коэффициенты применяются только к ставкам «за инфраструктуру».

Ставки «за вагон» установлены одинаковые на всей сети железных дорог России.

Для учета зависимости платы за перевозку от расстояния применяют двухставочные тарифы.

Расчет тарифной платы за перевозку 1 т груза выполняется по формуле:

Т= ( а + в х L ) : 10: 100

где а – ставка по начально-конечной операции (НКО), коп./10 тонн;

в – ставка по движенческой операции (ДО), коп.10 тонн

L – расстояние перевозки 1 т груза, км.

При перевозки груза на 1 вагон

Т= ( а + в х L ) х Р т : 10: 100

где Р т — расчетная весовая норма при перевозке данного груза в данном типе вагона.

В данные формулы вводится специальный коэффициент КL , который учитывает изменение относительной величины пробега груза в более «дорогих» категорий поездов (сборных и передаточно-вывозных) по сравнению с перевозкой грузов в прямых поездах, а также количество переработанных вагонах на технических станциях в расчете на 1 км пробега.

Величина КL в классификаторе тарифных схем принята в следующих размерах:

· при L

|следующая лекция ==>
Доминирующая культура и субкультуры. Типы субкультур|Аудита СЭМ

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 4218 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Международные железнодорожные тарифы

Международная железнодорожная перевозка грузов — это перевозка грузов, а также багажа железнодорожным транспортом с использованием транспортных сообщений двух стран и более. Эти перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются соответствующими национальными органами.

Железнодорожные тарифы — цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ. В большинстве стран железнодорожные тарифы регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. Рынок железнодорожных перевозок в России относится к рынкам естественных монополий. На железнодорожном транспорте тарифы на грузовые перевозки различаются в прямом, местном и международном сообщении.

В Российской Федерации тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом определяются Тарифным руководством № 1 (Прейскурант № 10—01).

Плата за международную перевозку грузов по российским железным дорогам исчисляется:

  • 0 в прямом международном сообщении и в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации — за расстояние перевозки по российским железным дорогам до выходной (от входной) пограничной станции с учетом расстояния до (от) государственной границы Российской Федерации;
  • 0 в непрямом международном сообщении через российские порты экспортных и импортных грузов — за расстояние перевозки по российским железным дорогам от (до) железнодорожной станции отправления (назначения) до железнодорожной станции перевалки.

Основным принципом построения железнодорожных тарифов является зависимость стоимости перевозки одной единицы груза (1 т, контейнер) на 1 км от расстояния перевозки (пояса дальности). Чем больше расстояние перевозки (плечо перевозки), тем ниже тариф за перевозку одной единицы груза на 1 км пути. По Прейскуранту № 10—01 рассчитываются платы за перевозку грузов как во внутреннем сообщении (раздел 2), так и в международном (раздел 3), но исключительно в пределах территории РФ. Прейскурант определяет значения собственно тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также регулируемые государством сборы и платы за дополнительные услуги — хранение грузов на местах общего пользования железных дорог, взвешивание вагонов и грузов, простой вагонов под грузовыми операциями на местах необщего пользования, погрузочно-разгрузочные работы, сопровождение и охрана груза в пути следования и др.

Услуги предприятий железнодорожного транспорта, тарифы на которые не зафиксированы Прейскурантом № 10—01, оплачиваются по свободным (договорным) тарифам. К услугам такого рода относятся: оформление железнодорожной накладной, расчет стоимости перевозки по запросу клиента, подача и уборка вагонов на местах необщего пользования, подача телеграфного уведомления о прибытии груза и т.д. Железнодо рожный тариф, рассчитанный по Прейскуранту № 10—01, носит неофициальное название «чистого», или провозного, тарифа. Совокупность собственно «чистого» железнодорожного тарифа, а также плат и сборов всех видов за регулируемые и нерегулируемые дополнительные услуги получила название эффективного, или фактического, тарифа. При осуществлении некоторых видов перевозок значение эффективного тарифа может в 2 раза и более превышать значение провозного тарифа, указанного в документе, а на больших плечах перевозок (6 тысяч км и более) превышение составляет 40—50 %. Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние между двумя станциями, однако при видах перевозок, требующих соблюдения особых условий перевозки, например за негабаритные грузы, плата взимается за фактически пройденное расстояние.

Все виды грузов сгруппированы в классы в зависимости от доли транспортных расходов в их конечной цене. Общие тарифы подразделяются на три класса. За базу отсчета приняты грузы второго тарифного класса — нефть и нефтепродукты, удобрения, продукция сельского хозяйства и продукты питания всех видов. К первому тарифному классу относятся все сырьевые и нерудные грузы (кроме нефти) — объемные, навалочные грузы с невысокой себестоимостью производства/добычи; для грузов первого класса предусмотрены скидки от 25 до 45 % тарифов второго класса в зависимости от расстояния перевозки. К грузам третьего тарифного класса относятся грузы, в цене которых доля транспортных расходов невысока (до 10 %), — продукция металлургии, машины и оборудование, продукция химической промышленности и проч.; тариф на их перевозку повышается на 74 %.

Таким образом, осуществляется перекрестное субсидирование перевозок дешевых и иных видов грузов. При перевозке грузов в контейнерах всех видов понятие «класс груза» для расчета тарифа не применяется.

На размер тарифа влияют расстояние перевозки, класс груза, а также следующие факторы:

0 вид грузовой отправки, под которой понимается некоторое количество товара, оформленное одним перевозочным документом. Различают отправки: повагонные, групповые, маршрутные, контейнерные, мелкие или сборные;

О тип вагона (подвижного состава): существуют вагоны универсальные (крытые, платформы, полувагоны) и специализированные для перевозки конкретных видов грузов — цистерны всех видов, рефрижераторы, термосы, хоппер-дозаторы, зерновозы, лесовозы и др. Тарифы на перевозку в специализированных вагонах выше, чем на перевозку в универсальных вагонах;

Читать еще:  Формула мицеллы гидроксида железа 3

О собственник вагона: если вагон не принадлежит железнодорожному перевозчику, то стоимость перевозки в нем груза на 12—15 % ниже в зависимости от расстояния перевозки;

О степень загрузки вагона: для каждого вида груза и типа вагона на железной дороге установлены «технические нормы погрузки» (в тоннах) — минимальные значения массы груза, которая должна быть загружена в вагон этого типа. Если к перевозке предъявляется меньший объем груза, чем предусмотрено нормой, то придется оплачивать тариф как за перевозку груза нормативной массы;

О категории скорости движения различают двух видов — большую и грузовую (малую и большую — для международных сообщений), для большой скорости тариф выше в 1,5 раза, чем для грузовой.

Железнодорожные тарифы включают плату:

О за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом российских железных дорог;

О пользование инфраструктурой российских железных дорог при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов;

О пользование инфраструктурой российских железных дорог при пробеге своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов;

О пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом.

Оплата перевозок грузов и пассажиров между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется специальными тарифными соглашениями. Тарифы на перевозки внешнеторговых (экспортных и импортных) грузов устанавливаются в виде так называемой тарифной политики.

Тарифная политика железных дорог странучастниц СНГ (777 СНГ) на перевозки грузов в международном сообщении является международным договором межведомственного характера и действует в рамках Тарифного соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) стран — участниц СНГ от 17.02.1993.

Соглашение применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями по накладным СМГС и только по сети железных дорог стран — участниц настоящего Соглашения.

Накладная СМГС — перевозочный документ единого образца, применяющийся при железнодорожных перевозках между странами — участницами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), а также в сообщении между странами — участницами СМСГ и другими странами.

На Тарифных конференциях СНГ не менее чем за 2 месяца до введения тарифа принимается Тарифная политика железных дорог стран — участниц Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год.

Тарифная политика включает в себя основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы. Ставки на внешнеторговые перевозки установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ)В и Единого транзитного тарифа (ЕТТ) в швейцарских франках.

В связи с необходимостью стабильного осуществления внешнеэкономических связей тарифная политика СНГ содержит достаточно жесткий регламент изменения уровня тарифных ставок и сборов и применяется по отношению к перевозкам внешнеторговых грузов в сообщениях между странами СНГ, а также из стран СНГ в страны дальнего зарубежья и Балтии (третьи страны) и в обратном направлении.

За основу тарифной политики на железных дорогах России приняты ставки МТТ, к которым последовательно применяется ряд коэффициентов и индексов. Эти коэффициенты и ин дексы устанавливаются для приближения уровня и формы построения МТТ европейского типа к условиям транзитных перевозок по российским железным дорогам.

Международный транзитный тариф (МТТ) — тариф, предназначенный для исчисления оплаты за перевозку грузов транзитом по железным дорогам стран — участниц Соглашения о международном грузовом сообщении.

Национальные железнодорожные администрации и железнодорожные компании не занимаются корреспондированием перевозочных платежей друг другу. По этой причине невозможно полностью оплатить всю международную железнодорожную перевозку на станции отправления. В такой ситуации грузоотправителю необходимо обратиться в экспедиторскую компанию, имеющую договорные отношения с железнодорожными администрациями или железнодорожными перевозчиками соответствующих стран.

Грузовые тарифы на различных видах транспорта

Действующая система грузовых тарифов каждого вида транспорта – совокупность взаимосогласованных и систематизированных в определенном порядке ставок, применяемых для расчета платежей за перевозки грузов, а также за выполнение связанных с перевозками грузовых и коммерческих операций (погрузки, выгрузки, хранения грузов и т.п.).

Конкретное выражение действующая тарифная система получает в тарифных схемах, тарифных руководствах и правилах исчисления платежей, сборов но перевозкам грузов.

Тарифы на железнодорожном транспорте

Грузовые тарифы подразделяются по видам, родам отправок и формам построения (табл. 4.3).

Все действующие тарифы опубликованы в Тарифных руководствах.

Тарифное руководство № 1 включает в себя две части: первая представляет собой правила применения тарифов, номенклатуру грузов, общие, исключительные тарифы и алфавит к номенклатуре грузов; вторая – расчетные таблицы плат за перевозку грузов.

Классификация грузовых тарифов на железнодорожном транспорте

Перевозка на сети дорог всех грузов, за исключением тех, для которых установлены исключительные, льготные или местные тарифы

Перевозка одного или нескольких грузов на определенное расстояние или в направлении между определенными пунктами, а также в некоторые периоды времени: эти тарифы могут быть пониженные (поощрительные) и повышенные (запретительные). Представлены в виде процентных скидок и надбавок. Цель исключительных тарифов заключается в стимулировании использования местного сырья, топлива, в развитии перевозок грузов в смешанном сообщении, ограничении перевозок грузов на излишне дальние расстояния и короткопробежных, которые выгоднее передать на автотранспорт, и др.

Льготные (пониженные против общих тарифов)

Перевозки в известных направлениях грузов, предназначенных для конкретных целей, принадлежащих определенным предприятиям и организациям. Представлены в виде процентных скидок с общего тарифа

Применяются в местном сообщении (в пределах одной дороги)

По родам отправок

Установлены на перевозку грузов целыми вагонами (кроме наливных)

На перевозку грузов мелкими и малотоннажными отправками

Исчисляются за фактическую массу отправки

Перевозка грузов в контейнерах

Применяются к наливным грузам в цистернах и бункерных полувагонах. Для этих отправок провозная плата взыскивается за действительную массу груза, который указан в перевозочном документе – накладной. Провозная плата на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях, взимается за пробег каждой оси

По форме построения

Провозные платы за 1 вагон, 1 т груза или 1 контейнер при перевозке груза между данными станциями, сведенные в таблицы

Установлена плата в зависимости от расстояния перевозок. Эти тарифы могут быть двух- и многоставочными

Содержат однообразные ставки с тонны и километра (или вагона и километра, или с оси и километра) для всех расстояний перевозки. При построении грузовых тарифов применяется главным образом схемная форма

Тарифное руководство № 4 состоит из книг, содержащих таблицы тарифных расстояний.

Действующая тарифная номенклатура грузов приведена в разд. 6 ч. 1 Тарифного руководства № 1. Против каждой тарифной позиции номенклатуры груза для повагонной отправки устанавливается весовая норма загрузки вагона; в зависимости от принадлежности вагона определяется схема перевозки.

Тарифная схема № 1 – расчетные таблицы плат за перевозку грузов (кроме домашних вещей) повагонными отправками в обыкновенных (универсальных) вагонах (крытые, платформы, полувагоны) общего парка МПС России.

Читать еще:  Нетяговые железнодорожные потребители

Тарифная схема № 2 – расчетные таблицы за перевозку грузов повагонными отправками тех же вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, концернам, акционерным обществам и др. или арендованных ими.

Провозная плата взимается для этих схем за массу отправки вагона, но не менее минимальной весовой нормы загрузки, установленной для соответствующих грузов.

При определении провозных плат учитываются различные сборы.

В ч. 1 Тарифного руководства № 1 приведены размеры штрафов, взимаемых с железной дороги, отправителя или грузополучателя при нарушении правил или условия перевозки продукции. Основанием для взыскания штрафов могут быть сведения, имеющиеся в перевозочном документе, а также относящиеся к данной отправке документы (например, акт общей формы).

Тарифы на железнодорожном транспорте

Основа расчетов за услуги железнодорожного транспорта — Прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» (№ 10-01). Согласно этому документу, тарифы рассчитываются на основе себестоимости перевозок грузов и нормативной прибыли по методу одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава, а также из принципа равноприбыльности перевозок независимо от расстояния.

Тарифы дифференцированы в зависимости от таких признаков, как тип вагона, его принадлежность (общего парка МПС или собственный), вид отправок (повагонная, контейнерная, мелкая, малотоннажная), степень использования грузоподъемности вагонов, особые условия перевозок грузов (скоропортящиеся, опасные, негабаритные грузы) и др.

Параметрическое построение базовых тарифов делает возможным путем применения поправочных коэффициентов формирование провозных платежей на любые перевозки, в том числе в новых типах транспортных средств и с применением более совершенных перевозочных технологий.

В тарифной системе, введенной с 1990 г., не было каких-либо внеэкономических факторов, затрудняющих развитие рыночных отношений или создающих необоснованные, внерыночные приоритеты при перевозках. В целях приспособлений тарифной системы к требованиям рынка в современных условиях применяются коэффициенты к действующим базовым тарифам, что позволяет гибко реагировать на изменения в конъюнктуре транспортного рынка, спроса на перевозки, введение новых прогрессивных видов перевозок и типов подвижного состава.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране постоянно велась работа по повышению гибкости тарифных систем и демократизации правил их применения, более полному учету требований пользователей услугами транспорта.

Так, в действующую систему тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на территории России дополнительно введена дифференциация тарифов по классам грузов, в которой предусмотрено снижение уровня действующих тарифов на перевозки сырьевых и других массовых грузов за счет соответствующего увеличения тарифов на перевозки ряда других грузов.

В целях обеспечения равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта всех владельцев подвижного состава и развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок была введена новая система тарифов за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, обеспечивающей перевозочный процесс.

К инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта, обеспечивающей перевозочный процесс, относятся все постоянные устройства производственного назначения (путь, здания, сооружения, устройства контактной сети, сигнализации, связи и др.), за исключением обустройств пр экипировке, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (вагонов и локомотивов). Вагоны и локомотивы не являются элементами инфраструктуры. Плата за пользование производственной инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта представляет собой единую для всех субъектов рынка систему тарифов, дифференцированных по расстояниям, интенсивности пользования инфраструктурой и некоторым другим параметрам.

Определенная часть услуг, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта по установленному Правительством перечню, которые не являются обязанностью железнодорожного транспорта, но необходимы грузоотправителям или грузополучателям, теперь оплачивается по свободным договорным тарифам.

Договорные тарифы введены с целью создания экономических условий для повышения качественных показателей работы железнодорожного транспорта (сокращение сроков доставки грузов, соблюдение точных сроков отправления и прибытия грузов, расширение сферы применения новых типов специализированного подвижного состава и др.), а также для выполнения достаточно большого перечня дополнительных услуг для пользователей услугами железнодорожного транспорта по их просьбам, для чего более продуктивно используются имеющиеся в избытке производственные мощности и трудовые ресурсы федерального железнодорожного транспорта. Удельный вес доходов от работ и услуг по договорным тарифам составляет около 4% доходов по грузовым перевозкам.

В перечень видов работ и услуг, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта по свободным (договорным) тарифам, входят:

1. перевозки грузов по просьбе грузоотправителей и грузополучателей с сокращенными сроками доставки по сравнению с установленными нормативами;

2. перевозки грузов по просьбе грузоотправителей и грузополучателей по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия грузов;

3. перевозки грузов в новых типах специализированных вагонов и контейнеров, требующих дополнительных расходов по эксплуатации;

4. отправление грузов по просьбе грузоотправителя ранее сроков, предусмотренных Типовым уставом железных дорог;

5. перевозки грузов на особых условиях грузоотправителей или грузополучателей;

6. переадресовка грузов в пути следования;

7. подача вагонов и контейнеров под погрузку и выгрузку по строгому графику (в днях и часах);

8. подача и уборка вагонов и контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на станциях, не открытых для грузовых операций, а также работы, связанные с приемом и выдачей грузов на этих станциях;

9. выполнение работ на подъездном пути предприятия, не указанных в договорах на эксплуатацию подъездного пути;

10. подбор мелких отправок на местах общего пользования и подача вагонов с этими мелкими отправками на подъездные пути предприятия;

11. взвешивание и проверка веса и состояния груза;

12. хранение грузов на станциях, в том числе в вагонах и контейнерах, сверх сроков, установленных для бесплатного хранения;

13. отстой собственного и арендованного подвижного состава грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожных путях общего пользования;

14. очистка и промывка вагонов после выгрузки;

15. обеспечение грузоотправителей дополнительными комплектами перевозочных документов;

16. выполнение за грузоотправителей и грузополучателей экспедиторских операций средствами железной дороги;

17. розыск груза (до истечения срока доставки, после окончания срока предъявления претензий);

18. сопровождение грузов работником железной дороги.

В целях повышения гибкости тарифной системы было принято решение об утверждении платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Главный смысл данного решения — уйти от усредненного формирования в тарифе на перевозку блока работ, в основной своей части включаемого в понятие «начально-конечные операции». В действующем до этого тарифе (в Прейскуранте № 10-01) плата за пользование вагонами и контейнерами измерялась как средние затраты по сети железных дорог и в усредненном размере включалась в тариф. В рыночных условиях такой метод построения тарифов не устраивал значительную часть пользователей, главным образом тех, кто имели фактические затраты и время пользования вагонами на начальных и конечных циклах меньше включенных в тариф.

Сегодня грузоотправитель (грузополучатель) оплачивает уже не среднее время простоя, а только фактическое время нахождения вагонов, контейнеров у себя. Создана возможность за счет сокращения времени пользования вагонами и контейнерами получить экономию затрат на транспортировку продукции и, следовательно, прибыль.

При переходе от действующей системы оплаты времени простоя к применению платы за пользование вагонами (контейнерами), с одной стороны, из тарифа за перевозку исключается та часть затрат, которая приходится на нормируемое время простоя, а с другой стороны, включается оплата фактического простоя вагона или контейнера начиная с первого часа.

Дата добавления: 2016-01-29 ; просмотров: 1163 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector