Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архитектурный масштаб это

Масштабность

Масштаб и масштабность

Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.

Масштаб – отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека.

Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое по своим размерам сооружение — выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема.

С понятием «архитектурный масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику.

Архитектурной масштабностью называют соотношение, воспринимаемое нами, между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.

Масштабность соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам.

Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в процессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими человека. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

В буквальном значении масштаб — отношение размера предмета на чертеже к его действительному размеру в натуре. В практике художественного проектирования масштабность — это соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым должным размерам и др. В этом смысле масштаб не абсолютная, а относительная величина.

При проектировании машин, приборов, бытовых изделий и т. д. необходимо заботиться о том, чтобы их размеры соответствовали назначению, были масштабно увязаны с окружающей средой. Даже в формах и размерах крупных металлообрабатывающих станков должен хорошо проявляться масштаб. Отдельные детали, размеры которых всегда остаются более или менее постоянными, например органы ручного управления машиной, кабины, подножки, ручки и т. д., информируют нас об истинных размерах всей машины, прибора, интерьера. При фактическом или зрительно воспринимаемом искажении размеров этих деталей их форма становится немасштабной, а изделие в целом производит впечатление гротеска, карикатуры.

Антропометрические величины могут служить основой масштабной характеристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер — фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы — кирпичи, бревна, дверные и оконные переплеты, стенные панели современного дома и т. д.

У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших — мелкими, даже если при этом не меняются их фактические размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров.

Как сродство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить но сравнению с дверями в жилых зда-ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д..

Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членениями формы. Чем крупнее членения формы, тем она крунномасштабней. По этой причине при сравнении примерно равновысоких колоколен Новодевичьего монастыря и Ивана Великого в Московском Кремле обнаруживается, что масштаб последней несравненно крупнее, значительнее.

Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же величине. Обычная иллюзия зрения переоценка величины вертикальных линии но сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная но вертикали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная но горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней и т. д.

Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает ее масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы, постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.

Масштаб в архитектуре выражает особенности композиционного построения, связанные с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, степень обобщения или расчленения архитектурной формы, ее пластику и характер деталировки. Архитектурный масштаб определяется соотношением сооружения с окружающей средой и соразмерностью человеку. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей, поэтому с ним соизмеряется все. От полученного масштаба зависит выразительность жилого дома.

Чрезмерное измельчение или укрупнение масштаба может также привести к потере масштабной соразмерности, к немасштабности. Однако основной мерой масштабности, главным указателем масштаба служит сам человек с его физическими размерами и масштабными представлениями. Отношение человек — здание рассматривают с трех сторон: антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры; социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального взаимодействия; гармоничность взаимодействия композиционных средств с человеком, для которого создано здание.

Части здания, связанные с определенными привычными размерами, — двери, ступени лестниц, балюстрады, парапеты, перила, балконы, высота этажа, а также размер кирпича или бревна, имеют большое значение в оценке масштабности и служат указателями масштаба. Их размеры обусловлены практическими требованиями или общепринятыми нормами и могут колебаться в сравнительно узких пределах. Пластика здания — основа масштабного строя сооружения, обусловливающая его масштабное восприятие. Как правило, масштаб наружной архитектурной формы здания крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено, связано с человеком гораздо ближе.

Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.

С территориальным и высотным ростом города начали терять “человеческий” масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135–165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150–300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково.

Читать еще:  Свойства бетона арматуры и железобетона

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы.Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 4618 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

МАСШТАБ АРХИТЕКТУРНЫЙ

МАСШТАБ АРХИТЕКТУРНЫЙ крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки

(Болгарский язык; Български) — архитектурен мащаб

(Чешский язык; Čeština) — architektonické měřítko

(Немецкий язык; Deutsch) — architektonischer Maßstab

(Венгерский язык; Magyar) — építészeti lépték

(Монгольский язык) — архитектурын масштаб

(Польский язык; Polska) — skala architektoniczna

(Румынский язык; Român) — scară arhitecturală

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — arhitektonska razmera

(Испанский язык; Español) — escala arquitectónica

(Английский язык; English) — architectural scale

(Французский язык; Français) — échelle architecturale

Смотреть что такое «МАСШТАБ АРХИТЕКТУРНЫЙ» в других словарях:

масштаб архитектурный — Крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN architectural scale DE… … Справочник технического переводчика

Архитектурный макет — У этого термина существуют и другие значения, см. Макет. Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta набросок) объёмно пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного… … Википедия

Сом (валюта) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сом (значения). Сом 1 000 сом 2010 года … Википедия

Киргизский сом — У этого термина существуют и другие значения, см. Сом (значения). Сом (рус.) Сом (киргиз.) Som … Википедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Улица Рождественка — Рождественка Москва … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия

Кисловодск — У этого термина существуют и другие значения, см. Кисловодск (значения). Город Кисловодск Флаг Герб … Википедия

Узбекский сум — (рус.) O zbekiston So‘m / Ўзбек сўм (узб.) Uzbekistan Sum (англ.) Soum d Ouzbékistan &#16 … Википедия

Введение

Масштаб — отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры здания и деталей с чем-либо хорошо известным. Архитектурный масштаб — степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку. Отношение человек-здание может рассматриваться в трех аспектах: — антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры (аспект является основным при определении физической величины здания; — социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального общения, взаимодействия людей; — анализ гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которого создано здание.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Фактические размеры здания и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы здания и его членений.

Архитектурный масштаб

Масштаб — это не только отношение линейных размеров, принятых на чертеже или в макете, копии к соответствующим размерам сооружения, осуществленного в натуре. В широком смысле слова масштаб — размер, размах, внушительность сооружения, объекта, художественного произведения.

Архитектор не просто передает действительные размеры здания, но и то впечатление величины, которое хочет создать. В некоторых пределах проектировщик может заставить зрителя воспринимать свое здание больше или меньше своей действительной величины.

При восприятии архитектурного масштаба большое значение имеют зрительные иллюзии — т. е. неправильные, искаженные восприятия, вызываемые определенными законами ощущения.

Различное восприятие равновеликих форм в зависимости от их членений, положения в пространстве, цвета, сочетания с другими формами. Некоторые из них объясняются явлениями иррадиации.

Иррадиация (от лат. irradio — сияю, испускаю лучи) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне (положительная иррадиация) или при малых яркостях фона — обратная картина (отрицательная иррадиация). Таким образом, белые, или вообще светлые, архитектурные сооружения, архитектурные формы выглядят крупнее, чем равные им по величине темные.

Масштаб здания задается уже на начальных стадиях разработки его плана, в котором учитываются функциональные и социальные процессы, происходящие внутри. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина здания зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами и моделирует возможные сценарии поведения людей.

С помощью масштаба возможно достижение значимости архитектурных форм, вне зависимости от их абсолютных физических размеров.

Постоянной иллюзией глаза является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Например, правильный квадрат кажется вытянутым кверху и производит впечатление прямоугольника, расчлененный архитектурный объем выглядит больше равного ему по размерам нерасчлененного. Последнее обстоятельство имеет особое значение в масштабном строе сооружения, при этом архитектурный объем, члененный по вертикали, воспринимается большим по сравнению с члененным по горизонтали и т. д.

Ряд иллюзий обусловлен тем, что архитектурные формы воспринимаются не изолированно, а в сопоставлении с окружающими их другими формами, всегда в известном “целом”. Зрительные иллюзии не являются, конечно, средствами композиции, но их использование обостряет выразительность их масштабного строя.

Единство масштабного строя недостижимо без учета визуальных связей архитектурных форм, входящих в единую композиционную систему. Эти связи могут быть и непосредственными, и построенными на способности человека воспринимать целое на основе сменяющихся зрительных впечатлений о визуально разобщенных элементах среды.

Читать еще:  Железо и его сплавы

Зодчие прошлого стремились достигнуть в малом пространстве ощущения простора и величия. Перед современными архитекторами часто стоит другая, точнее противоположная задача — ослабить отрицательное влияние огромных пространств на восприятие человека.

Особый интерес для решения данной проблемы имеет анализ существующих произведений мастеров архитектуры, в которых реализованы их представления о масштабе. В этом смысле, неоценимую помощь будущим проектировщикам, оказывает изучение таких дисциплин, как “История искусств” и “История архитектуры”.

Большое значение имеет также и то обстоятельство, что масштаб сооружения и его размер воспринимаются не однозначно — по чертежу и в натуре.

В ортогонали крупномасштабное сооружение из-за крупности членений и деталей кажется меньше своей действительной величины. Так, например, восприятие по чертежу масштаба и величины многих Древнерусских сооружений не соответствуют впечатлению от реального масштаба этих объектов.

Измельченность деталировки архитектурного объема, напротив, создает впечатление, что изображенное на чертеже здание больше своей подлинной величины, тогда как в натуре оно кажется менее значительным из-за дробности деталировки.

В натуре здание получает значительный масштаб благодаря укрупненности своих элементов. В то же время здание масштаб, которого на чертеже воспринимается как нормальный, в натуре будет выглядеть несколько измельченным.

Ортогональные проекции не отражают истинного восприятия объекта в натуре, не только из-за пространственных перспективных сокращений, но и потому что масштабное выражение этой композиции на чертеже не соответствует его действительному значению.

Современный архитектор поставлен перед необходимостью разрыва с традиционными представлениями — в целях создания новых пластических и пространственных характеристик формы. Несомненно, что гостиница, построенная на морском вокзале (г. Одесса) изменила масштаб восприятия сложившегося архитектурного ансамбля на Приморском бульваре, а опора въездной эстакады в морской порт резко повлияла на восприятие ансамбля дворца Воронцова. Подобные масштабные изменения неизбежны в живой, развивающейся ткани города. Они могут быть положительными, отрицательными, нейтральными, но самое главное, чтобы подобные изменения были прогнозируемыми.

Тем более важно, в условиях нестабильности современной городской среды, бережно относится к архитектурному наследию, не разрушать сложившуюся масштабную шкалу города.

Художественный образ — форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

В древнеиндийском искусстве, согласно Анандавардхане (IX в.), образная мысль (дхвани) имела три основных типа: поэтическую фигуру (аламкара-дхвани), смысл (васту-дхвани), настроение (раса-дхвани). Каждый из этих типов образной мысли строился по законам художественного сопряжения, сопоставления разных явлений. Вот как, например, выражает поэт Калидаса дхвани настроения в «Сакунтале». Обращаясь к пчеле, которая кружится у лица его любимой, царь Душьянта восклицает: «Ты то и дело касаешься ее трепещущих глаз с их подвижными уголками, ты нежно жужжишь над ее ухом, как бы рассказывая ей секрет, хотя она и отмахивается рукой, ты пьешь нектар ее губ — средоточия наслаждения. О пчела, поистине ты достигла цели, а я блуждаю в поисках истины». Здесь, прямо не называя чувство, овладевшее Душьянтой, поэт передает читателю настроение любви. Достигается это путем искусного сопоставления мечтающего о поцелуе влюбленного с пчелой, летающей вокруг девушки.

В древнейших произведениях метафорическая, природа художественного мышления предстает наиболее наглядно. Например изделия и украшения, выполненные скифскими художниками в «зверином стиле», причудливо сочетают реальные животные формы: хищные кошки с птичьими когтями и клювами, фантастические грифоны с туловищами рыб, человеческими лицами и птичьими крыльями. У племен Аляски были распространены рисунки и маски, в которых формы человека и животных фантастически переплетаются между собой. Одна из масок представляет выдру с вполне достоверным туловищем и демонской рожей.

Изображения таких мифологических существ, как дракон, богиня Нюй-ва (Древний Китай), бог Анубис — человек с головой шакала (Древний Египет), кентавр (Древняя Греция), человеко-олень (лопари), могут послужить моделью художественного образа. Здесь художественная мысль соединяет предметы так, что каждый из них и сохраняется и растворяется в другом, в результате чего возникает невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.

Древнеегипетский сфинкс — человеколев. Это не лев и не человек, а человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Все «львиное» в человеке и все «человеческое» во льве так воссоединены, что возникает новое существо, неизвестное природе, но помогающее человеку познать и природу, и самого себя. Через причудливое сочетание человека и царя зверей раскрывается вся царственная мощь человека, его реальное господство над миром. Логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений. В образе раскрывается один предмет через другой, сопоставляются два равных самостоятельных явления. В этом и состоит суть художественной мысли: она не навязывается извне предметам мира, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия.

Эти особенности образа хорошо видны в миниатюре римского писателя Элиана: «. если тронуть свинью, она естественно начинает визжать. У свиньи ведь нету ни шерсти, ни молока, нет ничего, кроме мяса. При прикосновении она сейчас же угадывает грозящую ей опасность, зная, на что годится людям. Так же ведут себя тираны: они вечно исполнены подозрений и всего страшатся, ибо знают, что, подобно свинье, любому должны отдать свою жизнь». Образ у Элиана построен по тому же принципу развернутой метафоры, что и сфинкс. Однако если сфинкс — это человеколев, то элиановский тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание, и читатель утверждается во мнении: тирания — свинство.

Структура художественного образа не всегда так наглядна, как в сфинксе или элиановской человекосвинье. Но и в более сложных случаях в искусстве всегда имеет место то же своеобразное мышление, которое В. Г. Белинский называл образным. Например, в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского герои раскрываются через те отсветы и тени, которые они бросают друг на друга, на окружающий их мир, и через отсветы и тени, которые бросают на них окружающие явления. В «Войне и мире» Толстого характер Андрея Болконского раскрывается и через любовь к Наташе, и через отношения с отцом, и через небо Аустерлица, и через тысячи вещей и людей, которые, как он осознает в смертельной муке, «сопряжены» с каждым человеком.

Мышление художника ассоциативно. Облако для него, как для чеховского Тригорина, похоже на рояль, а «на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова»; судьбу же девушки он раскрывает через судьбу птицы: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка. любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Читать еще:  Материалы железобетонных мостов

Разнообразие и человеческий масштаб: какой должна быть современная архитектура

Жизнь человека зависит от множества факторов. На эмоциональное состояние влияют работа, новости, курс валют на национальном рынке, собственные заботы. А еще — место, в котором живешь. Проходя каждый день мимо одних и тех же зданий мы не замечаем влияния, которое на нас оказывает архитектура. Размеры, формы и даже цвет воздействуют на повседневную жизнь человека и его настроение. Поэтому выбирая место для жизни, важно обращать внимание не только на хорошую репутацию застройщика, но и на архитектурные особенности района.

Ряд современных исследований показывают — монотонность окружающей среды плохо влияет на психологическое состояние человека. Нейроученый Коллин Эллард говорит, что нехватка архитектурного разнообразия приводит к неочевидному, на первый взгляд, но явному состоянию скуки, которое вредит городскому жителю.

Но это вовсе не значит, что архитекторам нужно стремиться к ярким цветами или изощренными фасадами — они только вредят и человеку, и городу. Скорее, следует обратить внимание на разнообразие функций, которое влечет за собой и визуальную многоплановость. Хорошим примером тут могут служить улицы с активными первыми этажами, где располагаются кафе, рестораны, кофейни и бытовые службы.

«Сейчас Киев страдает от искусственности и дешевой “напомаженности“. Плохое планирование и низкое качество зданий часто пытаются скрыть косметикой, но это — не выход, — подчеркивает архитектор Гриша Зотов. — Мне кажется, городу не хватает честности. Если это кирпич или бетон, то его не нужно красить; металл должен стареть и ржаветь, и этого не стоит скрывать. Это честный подход, который делает место для жизни настоящим».

Кроме этого, одна из задач архитектуры — отражать свое время. Не зря в 2005 году был принят соответствующий документ — Венский меморандум — который призывает отказаться от имитации под «старину» и тем самым сохранить историческую природу городов. Современная архитектура должна подчеркивать исторические объекты, а не компрометировать их. «Архитекторам и урбанистам стоит постоянно развиваться. Иначе мы никогда не избавимся от пенопластовых рюшей на фасадах домов», — резюмирует Гриша Зотов.

HafenCity, Гамбург, Германия

Плотность застройки также влияет на состояние человека, и к этому вопросу нужно подходить грамотно. Важно соблюдать баланс между количеством пространства и наличием зданий. С этим помогают грамотная планировка, зонирование территорий и главное — человеческий масштаб, то есть такие размеры зданий и объектов инфраструктуры, которые естественны человеку.

«Приведу в пример один из наших проектов — комплекс Новый Подол в Киеве, — говорит Гриша Зотов. — Он спланирован в формате квартальной застройки со сравнительно низкой высотностью сооружений, что нетипично для города. И тут получается баланс. Квартальная застройка — достаточно плотная, но за счет высоты зданий в 5-8 этажей и правильному расположению, каждый район комплекса — это уютная, компактная территория».

Проект Нового Подола на месте Киевского речного порта

Переизбыток открытого пространства — это тоже проблема. Как отмечает архитектор, бывают ситуации, когда люди не знают, кому принадлежит пространство, и соответственно, не понимают, где их рамки. Из-за этого такие районы становятся опасными местами и оказывают отрицательное влияние на город.

Хороший город позволяет свободно развиваться своим жителям. Это относится и к бизнесу: предпринимателю важно самостоятельно определять назначение земли или сооружения. Когда город полифункционален, каждый его элемент может со временем меняться. На месте, где раньше была кофейня, может появиться коворкинг, а в здании бывшего завода — креативное пространство.

Это разнообразие и постоянное развитие позитивно влияют на человека. Город наполняется разноплановыми активностями, которые предоставляют жителям выбор, и соответственно, делает их жизнь более комфортной. В качестве примера можно привести исследование Коллина Элларда. Он попросил участников эксперимента пройтись по двум улицам города. На одной было большое здание супермаркета, а на второй — ряд заведений. Во втором случае участники выражали больше положительных эмоций. Эллард сделал вывод: задача архитектуры и урбан-дизайна — «создавать новизну или изменения каждые несколько секунд, иначе жители будут психологически не вовлечены в свое окружение».

Barcode, Осло, Норвегия

На качество места для жизни человека сильно влияет и то, что его окружает — от количества зелени и наличия необходимой инфраструктуры до планирования кварталов. Современная архитектура и планирование должны предлагать человеку доступные публичные пространства. Здесь нет универсальных критериев, но главное — это доступность. Хорошее публичное пространство, во-первых, позволяет удобно передвигаться всем группам населения — благодаря пандусам, рампам и отсутствию ступенек. Во-вторых, оно максимально открыто, чтобы человек мог пройти везде, где посчитает нужным.

«Как антипример можно рассмотреть Майдан. С точки зрения планирования — это очень плохое публичное пространство — отмечает архитектор Гриша Зотов. — Обратите внимание, на нем банально не хватает места для прогулки: везде ступеньки, переходы, возвышения. Это сплошная полоса препятствий».

Огромное преимущество для общественного пространства — набережная у водоема. Люди, живущие у воды, реже подвержены меланхолии, раздражительности и сбою в биологических часах. Исследования ученых из Университета Кентербери в Новой Зеландии и Мичиганского государственного университета в Соединенных Штатах доказали — во время прогулок по набережной кровяное давление и частота пульса снижаются. Это помогает бороться со стрессами.

Другой важный момент — уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. Это устойчивый подход к развитию. Когда мы представляем себе экологичное место жительства, то первое, о чем задумываемся — об озеленении. И оно действительно несет в себе много преимуществ. Исследования доказывают, что достаточное количество зелени напрямую влияет на здоровье человека. Так, преждевременные роды у женщин, которые живут в «зеленых» районах, случаются на 20% реже; кровяное давление у детей 10 лет из таких мест обычно ниже, а способность справляться со стрессом у всех людей — выше.

Набережная Riverwalk в Чикаго, США

Фото: Christian Phillips, ialdawards2017.conferencespot.org

На этом устойчивость не заканчивается. Она также включает в себя использование возобновляемых материалов и источников энергии и даже правильное планирование транспортной развязки. Например, сейчас парковки в жилых районах стремятся делать подземными, чтобы уменьшить объем выхлопов, которые поглощают люди, а также освободить публичное пространство от дорог и машин.

«Экологичность — это комплекс мер, а не три клумбы во дворе. Архитектор должен думать о том, как люди будут утилизировать отходы, какими должны быть окна, чтобы уменьшить загрязнение, и как жители будут передвигаться — вплоть до того, сколько они будут тратить на транспорт», — считает Гриша Зотов.

Современная архитектура и городское планирование — это не только красота и привлекательность места для жизни. Прежде всего это создание среды, которая сделает жизнь человека максимально комфортной и безопасной.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector