Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы адресации памяти

Виды адресации операндов в памяти

Прямая адресация — это простейший вид адресации операнда в памяти, так как эффективный адрес содержится в самой команде и для его формирования не используется никаких дополнительных источников или регистров. Эффективный адрес берется непосредственно из поля смещения машинной команды, которое может иметь размер 8, 16, 32 бита. Это значение однозначно определяет байт, слово или двойное слово в сегменте данных. Прямая адресация может быть двух типов.

· Относительная прямая адресация используется в командах условных переходов для указания относительного адреса перехода. Относительность такого пе- рехода заключается в том, что в поле смещения машинной команды содержится 8-, 16- или 32-разрядное значение, которое в результате работы команды будет складываться с содержимым регистра указателя команд IP/EIP. В результате такого сложения получается адрес, по которому и осуществляется переход.

· Абсолютная прямая адресация — в этом случае эффективный адрес является частью машинной команды, но формируется этот адрес только из значения поля смещения в команде. Для формирования физического адреса операнда в памяти процессор складывает это поле со сдвинутым на четыре бита значением сегментного регистра. Однако такая адресация применяется редко — обычно ячейкам в программе присваиваются символические имена. В процессе трансляции ассемблер вычисляет и подставляет значения смещений этих имен в поле смещения формируемой им машинной команды (см. главу 3). В итоге получается, что машинная команда прямо адресует свой операнд, имея, фактически, в одном из своих полей значение эффективного адреса.

Остальные виды адресации относятся к косвенным. Слово косвенный в названии этих видов адресации означает, что в самой команде может находиться лишь часть эффективного адреса, а остальные его компоненты находятся в регистрах, на которые указывают своим содержимым байт mod r/m и, возможно, байт sib. Косвенная адресация имеет следующие разновидности:

· Косвенная базовая (или регистровая) адресация. Эффективный адрес операнда может находиться в любом из регистров общего назначения, кроме SP/ESP и ВР/ЕВР (это специальные регистры для работы с сегментом стека). Синтаксически в команде этот режим адресации выражается заключением имени регистра в квадратные скобки. К примеру, команда mov ax,[ecx] помещает в регистр АХ содержимое слова по адресу сегмента данных со смещением, хранящимся в регистре ЕСХ. Так как содержимое регистра легко изменить в ходе работы программы, данный способ адресации позволяет динамически назначить адрес операнда для некоторой машинной команды. Это очень полезно, например, для организации циклических вычислений и для работы с различными структурами данныхтипа таблиц или массивов.

· Косвенная базовая адресация со смещением является дополнением предыдущего вида адресации и предназначена для доступа к данным с известным смещением относительно некоторого базового адреса. Этот вид адресации удобно использовать для доступа к элементам структур данных, когда смещение элементов известно заранее на стадии разработки программы, а базовый (начальный) адрес структуры должен вычисляться динамически на стадии выполнения программы. Модификация содержимого базового регистра позволяет обращаться к одноименным элементам различных экземпляров однотипных структур данных. К примеру, команда mov ax,[edx+3h] пересылает в регистр АХ слово из области памяти по адресу, определяемому содержимым EDX + 3h. Команда mov ax,mas[dx] пересылает в регистр АХ слово по адресу, определяемому содержимым DX плюс значение идентификатора mas (не забывайте, что транслятор присваивает каждому идентификатору значение, равное смещению этого идентификатора относительно начала сегмента данных).

· Косвенная индексная адресация со смещением очень похожа на косвенную базовую адресацию со смещением. Здесь также для формирования эффективного адреса используется один из регистров общего назначения. Но индексная адресация обладает одной интересной особенностью, которая очень удобна для работы с массивами. Она связана с возможностью так называемого масштабирования содержимого индексного регистра.

· Косвенная базовая индексная адресация. Ээффективный адрес формируется как сумма содержимого двух регистров общего назначения: базового и индексного. В качестве этих регистров могут применяться любые регистры общего назначения, при этом часто содержимое индексного регистра масштабируется.

· Косвенная базовая индексная адресация со смещением. является дополнением косвенной индексной адресации. Эффективный адрес формируется как сумма трех составляющих: содержимого базового регистра, содержимого индексного регистра и значения поля смещения в команде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Организация памяти

Большая часть команд процессора работает с кодами данных (операндами). Одни команды требуют входных операндов (одного или двух), другие выдают выходные операнды (чаще один операнд). Входные операнды называются еще операндами-источниками, а выходные называются операндами-приемниками. Все эти коды операндов (входные и выходные) должны где-то располагаться. Они могут находиться во внутренних регистрах процессора (наиболее удобный и быстрый вариант). Они могут располагаться в системной памяти (самый распространенный вариант). Наконец, они могут находиться в устройствах ввода/вывода (наиболее редкий случай). Определение места положения операндов производится кодом команды. Причем существуют разные методы, с помощью которых код команды может определить, откуда брать входной операнд и куда помещать выходной операнд. Эти методы называются методами адресации. Эффективность выбранных методов адресации во многом определяет эффективность работы всего процессора в целом.

Количество методов адресации в различных процессорах может быть от 4 до 16. Рассмотрим несколько типичных методов адресации операндов, используемых сейчас в большинстве микропроцессоров.

Непосредственная адресация предполагает, что операнд (входной) находится в памяти непосредственно за кодом команды.

Операнд обычно представляет собой константу, которую надо куда-то переслать, к чему-то прибавить и т.д. Например, команда может состоять в том, чтобы прибавить число 6 к содержимому какого-то внутреннего регистра процессора. Это число 6 будет располагаться в памяти, внутри программы в адресе, следующем за кодом данной команды сложения.

Прямая (она же абсолютная) адресация предполагает, что операнд (входной или выходной) находится в памяти по адресу, код которого находится внутри программы сразу же за кодом команды. Например, команда может состоять в том, чтобы очистить (сделать нулевым) содержимое ячейки памяти с адресом 1000000. Код этого адреса 1000000 будет располагаться в памяти, внутри программы в следующем адресе за кодом данной команды очистки.

Регистровая адресация предполагает, что операнд (входной или выходной) находится во внутреннем регистре процессора.

Читать еще:  Как писать электронный адрес

Например, команда может состоять в том, чтобы переслать число из нулевого регистра в первый. Номера обоих регистров (0 и 1) будут определяться кодом команды пересылки.

Косвенно-регистровая (она же косвенная ) адресация предполагает, что во внутреннем регистре процессора находится не сам операнд, а его адрес в памяти.

Например, команда может состоять в том, чтобы очистить ячейку памяти с адресом, находящимся в нулевом регистре. Номер этого регистра (0) будет определяться кодом команды очистки.

Реже встречаются еще два метода адресации.

Автоинкрементная адресация очень близка к косвенной адресации, но отличается от нее тем, что после выполнения команды содержимое используемого регистра увеличивается на единицу или на два. Этот метод адресации очень удобен, например, при последовательной обработке кодов из массива данных, находящегося в памяти. После обработки какого-то кода адрес в регистре будет указывать уже на следующий код из массива. При использовании косвенной адресации в данном случае пришлось бы увеличивать содержимое этого регистра отдельной командой.

Автодекрементная адресация работает похоже на автоинкрементную, но только содержимое выбранного регистра уменьшается на единицу или на два перед выполнением команды. Эта адресация также удобна при обработке массивов данных. Совместное использование автоинкрементной и автодекрементной адресаций позволяет организовать память стекового типа.

Из других распространенных методов адресации можно упомянуть об индексных методах , которые предполагают для вычисления адреса операнда прибавление к содержимому регистра заданной константы (индекса). Код этой константы располагается в памяти непосредственно за кодом команды.

Выбор того или иного метода адресации в значительной степени определяет время выполнения команды. Самая быстрая адресация — это регистровая, так как она не требует дополнительных циклов обмена по магистрали. Если же адресация требует обращения к памяти, то время выполнения команды будет увеличиваться за счет длительности необходимых циклов обращения к памяти. Чем больше внутренних регистров у процессора, тем чаще и свободнее можно применять регистровую адресацию, и тем быстрее будет работать система в целом.

Говоря об адресации, нельзя обойти вопрос о сегментировании памяти, применяемой в некоторых процессорах, например в процессорах IBM PC-совместимых персональных компьютеров. В процессоре Intel 8086 сегментирование памяти организовано следующим образом.

Вся память системы представляется не в виде непрерывного пространства, а в виде нескольких кусков — сегментов заданного размера (по 64 Кбайта), положение которых в пространстве памяти можно изменять программным путем.

Для хранения кодов адресов памяти используются не отдельные регистры, а пары регистров:

· сегментный регистр определяет адрес начала сегмента (то есть положение сегмента в памяти);

· регистр указателя (регистр смещения) определяет положение рабочего адреса внутри сегмента.

При этом физический 20-разрядный адрес памяти, выставляемый на внешнюю шину адреса, образуется так, как показано на рис. 20, то есть путем сложения смещения и адреса сегмента со сдвигом на 4 бита. Положение этого адреса в памяти показано на рисунке.

Формирование физического адреса памяти из адреса сегмента и смещения

Например, сегмент в шестнадцатеричном виде равен 1200, а смещение — 3АВЕ.

Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library

Персональные инструменты

Адресация памяти

Адрес памяти (англ. Memory adress ) — это понятие данных, используемых программно-аппаратными средствами для получения доступа к требуемому участку памяти компьютера. Адрес памяти представляет собой последовательность цифр фиксированной длины, которые, обычно, отображаются и обрабатываются как целые числа. Причиной такой формы записи являются особенности CPU (такие как программный счетчик и возрастающие регистры адреса(ячейки) памяти), а также использование памяти как массива, поддерживаемого различными языками программирования.

Содержание

Типы адресов памяти

Физические адреса

Память цифрового компьютера (или основная память) состоит из множества ячеек памяти, каждая из которых имеет физический адрес. [Источник 1] — код, который центральный процессор (или другое устройство) может использовать для доступа к ней. Как правило, только системное программное обеспечение, то есть BIOS [Источник 2] , операционные системы, и некоторые специализированные вспомогательные программы (например, тестеры памяти), обращаются к физической памяти с использованием операторов машинного кода и регистров процессора, Инструктируя CPU направлять аппаратное устройство, называемое контроллером памяти, использовать шину памяти или системную шину или отдельные управляющие, адресные и информационные шины для выполнения команд программы. Шина контроллеров памяти состоит из нескольких параллельных линий, каждая из которых представлена двоичной цифрой (бит). Ширина шины и, следовательно, количество адресуемых единиц хранения и количество битов в каждой единице варьируется среди компьютеров. Физический адрес — это конечный результат всех преобразований других типов адресов, перечисленных далее. На нём кончается работа внутри центрального процессора по преобразованию адресов.

Эффективные адреса

Эффективный адрес — это начало пути вычисления физического адреса. Он задаётся в аргументах индивидуальной машинной инструкции, и вычисляется из значений регистров, смещений и масштабирующих коэффициентов, заданных в ней явно или неявно.

Логические адреса

Без знания номера и параметров сегмента, в котором указан эффективный адрес, последний бесполезен. Сам сегмент выбирается ещё одним числом, именуемым селектором. Пара чисел, записываемая как selector:offset, получила имя логический адрес. Так как активные селекторы хранятся в группе специальных регистров, чаще всего вместо первого числа в паре записывается имя регистра, например, ds:0x11223344 [Источник 3] . В старых компьютерах логические и физические адреса были согласованы, но с момента появления виртуальной памяти у большинства прикладных программ нет информации о физических адресах. Скорее, они адресуют логические адреса [Источник 4] или виртуальные адреса, используя блок управления памятью компьютера и отображение памяти операционной системы.

Линейные адреса

Эффективный адрес — это смещение от начала сегмента — его базы. Если сложить базу и эффективный адрес, то получим число, называемое линейным адресом:

lin_addr = segment.base + eff_addr

Преобразование логический → линейный не всегда может быть успешным, так как при его исполнении проверяется несколько условий на свойства сегмента, записанных в полях его дескриптора. Например, проверяется выход за границы сегмента и права доступа.

Виртуальные адреса

В литературе и в документации других архитектур встречается ещё один термин — виртуальный адрес. Он не используется в документации Intel на IA-32, однако встречается, например, в описании Intel® Itanium, в котором сегментация не используется. Можно смело считать, что для IA-32 виртуальный == линейный. В советской литературе по вычислительной технике этот вид адресов также именовался математическим.

Читать еще:  Зарезервировать ip адрес

Единица измерения адреса

Большинство современных компьютеров используют байтовую адресацию, причем каждый адрес идентифицирует один 8-разрядный байт памяти; данные, слишком большие чтобы храниться в одном байте, могут находиться в нескольких байтах, образуя последовательность последовательных адресов. Существуют компьютеры с пословной адресацией, где минимальным адресуемым блоком памяти является слово на процессоре. Например, миникомпьютер Data General Nova и микросхемы Texas Instruments TMS9900 и National Semiconductor IMP-16 использовали 16-битные слова, также было много 36-разрядных универсальных компьютеров (например, PDP-10), которые использовали 18-разрядную пословную адресацию, а не байт-адресацию, предоставляя адресное пространство из 218 36-битных слов (приблизительно 1 мегабайт памяти). Эффективность адресации памяти зависит от размера бита шины, используемой для адресации — чем больше бит, тем больше адресов доступно компьютеру. Например, 8-разрядный адресный компьютер с 20-разрядной адресной шиной (например, Intel 8086) может адресовать 2 20 (1 048 576) ячеек памяти или один MB памяти, тогда как 32-разрядная шина (например, Intel 80386) Адреса 2 32 (4 294 967 296) или 4 ГБ адресного пространства. Напротив, 36-разрядный адресно-адресуемый аппарат с 18-разрядной адресной шиной адресует только 218 (262,144) 36-разрядных местоположений (9,437,184 бита), что эквивалентно 1,179,648 8-битным байтам или 1152 КБ.

Некоторые старые компьютеры (десятичные компьютеры) были десятизначными с цифровой адресацией. Например, каждый адрес в магнитной памяти IBM 1620 идентифицировал одну шестиразрядную двоично-кодированную десятичную цифру, состоящую из бита четности, бита флага и четырех числовых битов. В 1620 использовались пятизначные десятичные адреса, поэтому в теории максимально возможный адрес был 99,999. На практике CPU поддерживал 20000 ячеек памяти и мог добавить до двух дополнительных модулей внешней памяти, каждый из которых поддерживает 20 000 адресов, в общей сложности 60 000 (00000-59999).

Размер слова в зависимости от размера адреса

Размер слова является характеристикой для данной архитектуры компьютера. Он обозначает количество цифр, которое процессор может обрабатывать за один раз. Современные процессоры, включая встроенные системы, обычно имеют размер слова 8, 16, 24, 32 или 64 бита; Большинство современных компьютеров общего назначения используют 32 или 64 бита. В истории же использовалось много различных вариантов, включая 8, 9, 10, 12, 18, 24, 36, 39, 40, 48 и 60 бит.

Очень часто, когда речь идет о размере слова современного компьютера, также оценивается размер адресного пространства на этом компьютере. Например, компьютер, называемый «32-битным», также обычно разрешает 32-разрядные адреса памяти; 32-разрядный компьютер с байтовой адресацией может адресовать 2^32 = 4,294,967,296 байт памяти или 4 гибибайта (GB). Это позволяет эффективно хранить адрес памяти одним словом.

Однако это не всегда выполняется. Компьютеры могут иметь адреса памяти, большие или меньшие, чем размер их слова. Так многие 8-разрядные процессоры, например MOS Technology 6502, поддерживают 16-разрядные адреса, а если бы они их не поддерживали, то они были бы ограничены лишь 256 байтами адресной памяти. 16-разрядные процессоры Intel 8088 и Intel 8086 поддерживают 20-разрядную адресацию через сегментацию, что позволяет им получать доступ к 1 Мбайт, а не 64 Кбайт памяти. Все процессоры Intel Pentium, начиная с Pentium Pro, включают в себя расширения физических адресов (PAE [Источник 5] ), которые поддерживают отображение 36-разрядных физических адресов в 32-разрядные виртуальные адреса.

Теоретически современные 64-разрядные компьютеры с байтовой адресацией могут адресовать 2 64 байта, но на практике объем памяти ограничен процессором, контроллером памяти или особенностями печатной платы (например, количеством разъемов физической памяти или количеством паяемой памяти).

Содержание отдельной ячейки памяти

Каждая ячейка памяти на компьютере с хранимой программой хранит двоичное число или десятичное число некоторого типа. Эти числа определяются как данные или как команды, а их использование определяется командами, которые извлекают и взаимодействуют с ними. Некоторые «ранние» программисты сочетали команды и данные в словах как способ сэкономить память: «Манчестер-Марк-1» имел место в своих 40-битных словах для хранения нескольких бит данных — его процессор игнорировал небольшую секцию в середине слова — и это часто использовалось как эксплойт для хранения дополнительных данных. Самовоспроизводящиеся программы, такие как вирусы, иногда рассматривают себя как данные, а иногда как команды. Самовоспроизводящийся код в настоящее время устаревает, поскольку его тестирование и техническое обслуживание непропорционально сложно для экономии нескольких байт, а также он может выдавать неверные результаты из-за предположений компилятора или процессора относительно состояния машины, но все же он иногда используется намеренно, с большой осторожностью.

Адресное пространство в программировании приложений

В современной многозадачной среде процессы приложений обычно имеют в своем адресном пространстве (или пространствах) куски памяти следующих типов:

  • Машинный код, в том числе:
    • Собственный код программы;
    • Совместно используемые библиотеки.
  • Данные, в том числе:
    • Инициализированные данные;
    • Неинициализированные (но выделенные) переменные;
    • Стек для переменных исполняемой программы;
    • Куча;
    • Совместно используемая память и отображенные в память файлы.

Некоторые части адресного пространства могут вообще не отображаться.

Схемы адресации

Компьютерная программа может обращаться к адресу, указанному явным образом — в низкоуровневом программировании его обычно называют абсолютным адресом или иногда конкретным адресом, он известен как указатель в языках более высокого уровня. Но программа также может использовать относительный адрес, который указывает местоположение по отношению к другому месту (базовому адресу). Также существует много других способов косвенной адресации.

Модели памяти

Многие программисты предпочитают адресовать память таким образом, чтобы не было различий между пространством кода и пространством данных, а также физической и виртуальной памятью, другими словами, численно идентичные указатели относятся к точно одному и тому же байту ОЗУ.

Однако многие старые компьютеры не поддерживали плоскую модель памяти — в частности, аппараты архитектуры Harvard вынуждали память с командами полностью отделяться от памяти с данными. Многие современные DSP(digital signal processor) (такие как Motorola 56000) имеют три отдельные области хранения — хранение программ, хранение коэффициентов и хранение данных. Некоторые часто используемые команды извлекаются из всех трех областей одновременно — меньшее количество областей хранения (даже если бы были одинаковые общие байты памяти) приводило бы к замедлению выполнения этих команд.

Читать еще:  Бесклассовая адресация это

Модели памяти в х86 архитектуре

Старые компьютеры x86 использовали сегментированные адреса модели памяти на основе комбинации двух чисел: сегмента памяти и смещения внутри этого сегмента. Некоторые сегменты неявно трактовались как сегменты кода, предназначенные для команд, сегментов стека или обычных сегментов данных. Хотя использование было разным, сегменты не имели какой-либо защиты памяти. В плоской модели памяти все сегменты (сегментные регистры) обычно устанавливаются в ноль, и только смещения являются переменными.

Типы адресации памяти

Для взаимодействия с различными модулями в ЭВМ должны быть средства идентификации ячеек внешней памяти, ячеек внутренней памяти, регистров МП и регистров устройств ввода/вывода. Поэтому каждой из запоминающих ячеек присваивается адрес, т.е. однозначная комбинация бит. Количество бит определяет число идентифицируемых ячеек. Обычно ЭВМ имеет различные адресные пространства памяти и регистров МП, а иногда — отдельные адресные пространства регистров устройств ввода/вывода и внутренней памяти. Кроме того, память хранит как данные, так и команды. Поэтому для ЭВМ разработано множество способов обращения к памяти, называемых режимами адресации.

Режим адресации памяти — это процедура или схема преобразования адресной информации об операнде в его исполнительный адрес.

Все способы адресации памяти можно разделить на:
1) прямой, когда исполнительный адрес берется непосредственно из команды или вычисляется с использованием значения, указанного в команде, и содержимого какого-либо регистра (прямая адресация, регистровая, базовая, индексная и т.д.);
2) косвенный, который предполагает, что в команде содержится значение косвенного адреса, т.е. адреса ячейки памяти, в которой находится окончательный исполнительный адрес (косвенная адресация).

В каждой микроЭВМ реализованы только некоторые режимы адресации, использование которых, как правило, определяется архитектурой МП.

Типы архитектур

Существует несколько подходов к классификации микропроцессоров по типу архитектуры. Так, выделяют МП с CISC (Complete Instruction Set Computer) архитектурой, характеризуемой полным набором команд, и RISC (Reduce Instruction Set Computer) архитектурой, которая определяет систему с сокращенным набором команд одинакового формата, выполняемых за один такт МП.

Определяя в качестве основной характеристики МП разрядность, выделяют следующие типы МП архитектуры:
— с фиксированной разрядностью и списком команд (однокристальные);
— с наращиваемой разрядностью (секционные) и микропрограммным управлением.

Анализируя адресные пространства программ и данных, определяют МП с архитектурой фон Неймана (память программ и память данных находятся в едином пространстве и нет никаких признаков, указывающих на тип информации в ячейке памяти) и МП с архитектурой Гарвардской лаборатории (память программ и память данных разделены, имеют свои адресные пространства и способы доступа к ним).

Мы рассмотрим более подробно основные типы архитектурных решений, выделяя связь со способами адресации памяти.
1. Регистровая архитектура определяется наличием достаточно большого регистрового файла внутри МП. Команды получают возможность обратиться к операндам, расположенным в одной из двух запоминающих сред: оперативной памяти или регистрах. Размер регистра обычно фиксирован и совпадает с размером слова, физически реализованного в оперативной памяти. К любому регистру можно обратиться непосредственно, поскольку регистры представлены в виде массива запоминающих элементов — регистрового файла. Типичным является выполнение арифметических операций только в регистре, при этом команда содержит два операнда (оба операнда в регистре или один операнд в регистре, а второй в оперативной памяти).

К данному типу архитектуры относится микропроцессор фирмы Zilog. Процессор Z80 — детище фирмы Zilog помимо расширенной системы команд, одного номинала питания и способности исполнять программы, написанные для i8080, имел архитектурные «изюминки».

Рисю 2.5. Микропроцессор Z80 фирмы Zilog.

В дополнение к основному набору РОН, в кристалле был реализован второй комплект аналогичных регистров. Это значительно упрощало работу при вызове подпрограмм или процедур обслуживания прерываний, поскольку программист мог использовать для них альтернативный набор регистров, избегая сохранения в стеке содержимого РОНов для основной программы с помощью операций PUSH. Кроме того, в систему команд был включен ряд специальных инструкций, ориентированных на обработку отдельных битов, а для поддержки регенерации динамической памяти в схему процессора введены соответствующие аппаратные средства. Z80 применялся в машинах Sinclair ZX, Sinclair Spectrum, Tandy TRS80.

Предельный вариант — архитектура с адресацией посредством аккумуляторов (меньший набор команд).

МП фирмы Motorola имел ряд существенных преимуществ. Прежде всего, кристалл МС6800 требовал для работы одного номинала питания , а система команд оказалась весьма прозрачной для программиста. Архитектура МП также имела ряд особенностей.

Рис 2.6. Микропроцессор МС6800 фирмы Motorola.

Микропроцессор МС 6800 содержал два аккумулятора, и результат операции АЛУ мог быть помещен в любой из них. Но самым ценным качеством структуры МС 6800 было автоматическое сохранение в стеке содержимого всех регистров процессора при обработке прерываний (Z80 требовалось для этого несколько команд PUSH). Процедура восстановления РОН из стека тоже выполнялась аппаратно.

2. Стековая архитектура дает возможность создать поле памяти с упорядоченной последовательностью записи и выборки информации.
В общем случае команды неявно адресуются к элементу стека, расположенному на его вершине, или к двум верхним элементам стека.
3. Архитектура МП, ориентированная на оперативную память (типа «память-память»), обеспечивает высокую скорость работы и большую информационную емкость рабочих регистров и стека при их организации в оперативной памяти.
Архитектура этого типа не предполагает явного определения аккумулятора, регистров общего назначения или стека; все операнды команд адресуются к области основной памяти.

С точки зрения важности для пользователя-программиста под архитектурой в общем случае понимают совокупность следующих компонентов и характеристик:
— разрядности адресов и данных;
— состава, имен и назначения программно-доступных регистров;
— форматов и системы команд;
— режимов адресации памяти;
— способов машинного представления данных разного типа;
— структуры адресного пространства;
— способа адресации внешних устройств и средств выполнения операций ввода/вывода;
— классов прерываний, особенностей инициирования и обработки прерываний.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector