Foreversoft.ru

IT Справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип относительной адресации

Адресация ячеек в формулах электронных таблиц

Цели:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронная таблица”.
  2. Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации ячеек.
  3. Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.
  4. Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение и возможности применения формул в ЭТ.
  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
  3. Развитие у учащихся самостоятельности.
  1. Формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени
  2. Содействовать профориентации учеников.
  3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников

Оборудование и раздаточный материал: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, материалы практической работы.

Конспект урока:

Введение.

Постановка цели и задач урока. Слайд №1 (Приложение 1)

Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока — это познакомится с понятием относительной и абсолютной адресации ячеек в электронных таблицах, научиться, используя электронную таблицу, производить расчеты, познакомиться с некоторыми областями жизнедеятельности человека, в котрорых можно применять электронные таблицы.

Актуализация знаний: фронтальный опрос

Слайд №2

  1. Что такое электронная таблица?
  2. Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?
  3. Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?
  4. Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы?
    Слайд №3
  5. Какие данные размещены в ячейках таблицы
    ABCD
    121=A1+3*B1=A1^2+B1
    246=A2+3*B2=A2^2+B2
  1. Что такое формула?
  2. Какие правила записи формул в электронных таблицах вы знаете?

Объяснение нового материала.

Основным свойством электронной таблицы является следующее: изменение значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих ссылки на адрес этой ячейки.

Слайд №4 Принцип относительной адресации обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле.

Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.

Слайд №5 Принцип абсолютной адресации. В некоторых случаях необходимо отменить принцип относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адреса ячейки не изменялись. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды перед адресом строки и столбца.

Слайд №6 Абсолютным может быть и часть адреса ячейки (только номер строки или номер столбца). Такой адрес принято называть смешанным.

Пример смешанного адреса: $D1, B$6

Рассмотрим это на примере. Введем расчетные формулы в таблицу оплаты за водоснабжение.

оплата за водоснабжение
стоимость 1 м 3 руб 24
месяцпоказания счетчика, м 3количество потребленной воды, м 3сумма к оплате, руб
декабрь2315
январь2345
февраль2364
март2393
апрель2430
май2476
июнь2510

Слайд №7 (Приложение 2)

Как рассчитать количество воды, потребленное за месяц?

Введем формулу в первую ячейку, а для заполнения остальных применим принцип относительной адресации (вводим формулы с помощью интерактивной доски).

Воспользуемся принципом абсолютной адресации для подсчета денежной суммы за израсходованную воду. Так как стоимость 1 кубометра воды в течение года не изменяется, сделаем соответствующий адрес абсолютным. Можно вводить знак $ вручную, а можно нажатием клавиши F4.

Использование формул дает большие возможности применения электронных таблиц в различных сферах жизнедеятельности человека.

Физкультминутка.

Практическая работа.

Разделимся на две команды. Одна – агенты по продаже и покупке недвижимости, другая – кассиры по продаже авиабилетов. Первая команда садится за компьютеры и выполняет свое задание (Приложение 3), вторая в это время на своих местах на листочках выполняет тестовые задания (Приложение 4). По мере выполнения заданий команды меняются местами. (Приложение 5).

Подведение итогов.

Все возвращаются за парты. Давайте проверим, как вы справились с заданиями тестов (ответы высвечиваются на экране через проектор). Проверьте работу своего одноклассника и поставьте ему оценку.

Что нового узнали на уроке? В каких профессиях человеку может понадобиться знание электронных таблиц? Знания каких наук вам пригодились сегодня на уроке?

Карта урока

Класс 10 «а»

Тема урока «Абсолютная и относительная адресация»

Цели урока

Научить использовать абсолютную и относительную адресацию в решении задач.

Задачи урока:

· изучить понятия абсолютной и относительной адресации;

· продолжить формирование общеучебных умений и навыков ( навыки вычислительной работы в ЭТ, н авык оценки своих возможностей);

· развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

Тип урока комбинированный.

Образовательная технология компьютерная технология.

Методы и приемы обучения:

· словесный: рассказ, объяснение;

· наглядный: демонстрация приемов работы, создание опорного конспекта;

· практический: тест, профессиональная проба.

Материально-техническое обеспечение урока:

· тестирующая программа My TestX .

План урока:

I . Организационный момент;

II . Проверка домашнего задания (электронный дневник);

II I . Актуализация знаний (компьютерное тестирование);

I V . Изучение нового материала;

V . Практическая работа (профессиональная проба);

V I . Подведение итогов урока;

V I I . Домашнее задание.

I Организационный момент

Здравствуйте, очень рада вас видеть! Садитесь.

II Проверка домашнего задания

(Результаты домашнего задания демонстрируются через электронный дневник)

Домашнее задание, заданное к сегодняшнему уроку я проверила. Оценки вы можете видеть на экране – большинство с заданием справились, а это значит, что у вас не составит труда выполнить тест, основные понятия которого необходимы для успешной работы на этом уроке. Сейчас у вас открыт тест, который состоит из 5 вопросов, которые отображаются в случайном порядке, поэтому у рядом сидящих не будет одинаковых вопросов. Обращаю ваше внимание на то, что вопросы разные: с одиночным выбором ответа – в виде круглого чекбокса, и с множественным выбором — квадратным. Результаты тестирования будут автоматически сохранены.

Читать еще:  Что обозначает абсолютная адресация

III Актуализация знаний

Учащиеся выполняют компьютерный тест «Формулы»

Укажите неверную формулу:

2. Данные в электронной таблице могут быть:
текстом
числом
оператором
формулой

3. Формула в электронных таблицах может включать в себя:

знаки арифметических операций

4.Записать арифметическое выражение

=2^3*2,5/15*22
5. Укажите последовательность, в которой будут выполняться математические операции в формуле А=В2*3-А2/В3

Заканчиваем с выполнением теста…

Я вижу вы закончили. Можете закрыть.

Встаньте те, кто получил 4 и 5. Результаты тестирования сохранены.

IV Объяснение нового материала

На столах у учащихся рабочие тетради.

Ребята, вы уже знакомы с новым методом применения компьютера при обработке информации – работа с электронными таблицами. В самом простом варианте ЭТ могут использоваться как калькулятор. Для этого мы используем формулы с помощью которых удобно производить расчеты. Это могут быть отчёты, расчёты зарплат, налогов, стоимостей, ведение домашних расходов, успеваемости учеников, наблюдения за погодой, котировки валют и многое другое.

Как вы думаете, в каких профессиях необходимы знания электронных таблиц?

Статист, бухгалтер, инженер, кассир – все эти профессии объединяет принадлежность к типу профессиональной направленности «Человек – знаковая система». В современном мире любой бухгалтер, статист должен обладать навыками оператора ЭВМ.

В мире насчитывается более 50 тыс. профессий. Как выбрать одну единственную? Как вы поймете, что она вам подходит? (проф тестирование, консультирование, советы родителей, ориентация на свои ощущения)

В этом вам помогут профессиональные пробы, которые моделируют основные моменты профессии. На сегодняшнем уроке я вам предлагаю почувствовать себя в роли оператора ЭВМ, чтобы удовлетворить вашу познавательную потребность – профпригодны ли вы к данной профессии.

В рамках профпробы у нас стоит цель: создать продукт деятельности оператора ЭВМ: составить смету расходов.

Чтобы достичь поставленную цель, мы должны рассмотреть виды адресаций, которые используются в формулах ЭТ.

Откройте рабочие тетради. Тема урока «Абсолютная и относительная адресация».

Давайте рассмотрим простую задачу — пусть имеется список из 7 человек, для каждого из которых известны фамилия, инициалы, оклад за день работы и число отработанных дней. Требуется вычислить заработок каждого лица.

Для вычисления заработка нужно просто перемножить попарно числа из второй (столбец В) и третей (столбец С) колонок. Результаты вычислений должны быть в четвертой колонке (столбец D ). Итак, как будет выглядеть формула в ячейке D 4?

Вспоминаем правила записи формул =В4*С4

В большинстве таблиц одна и та же формула применяется многократно для разных строк. И что бы всякий раз не набирать ее существует правило.

Обратимся к рабочей тетради: Если в группе ячеек элементы формулы отличаются только номером строки, то такие формулы можно копировать, для этого используется маркер автозаполнения.

Он находится в правом нижнем углу активной ячейки. Посмотрите, какой вид приняли скопированные формулы. Изменились только имена строк.

Если изменить какие-то числа в столбцах В и С, то числа в столбце D будут автоматически обновляться.

Мы сейчас рассмотрели Принцип относительной адресации , к оторый обозначает следующее: а дреса ячеек, используемые в формулах, определены относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при копировании формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле.
При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.

Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.

Сумму налога легко сосчитать по правилу «Сумма налога = заработок*ставка_налога». Указав соответствующие адреса ячеек, в ячейке Е4 записываем формулу = D4*С1 и копируем ее во все оставшиеся ячейки.

При этом получается неожиданный результат. В этом случае использование относительной адресации привело к ошибке. Почему?

Поэтому нужно использовать такое значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Чтобы не создавать дополнительный столбец с одним и тем же значением ставки налога, в соответствующей формуле надо использовать абсолютный адрес ячейки.

Принцип абсолютной адресации применяется в том случае, когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. При абсолютной адресации перед именем как столбца, так и строки располагается символ $.

Тогда формула для расчета суммы налога приобретает вид =D4*$C$1

Итак, абсолютный адрес указывает программе ЭТ, что нужно всегда обращаться к одной и той же ячейке.

Абсолютным может быть и часть адреса ячейки (только номер строки или номер столбца).

Пример смешанного адреса: $D1, B$6

Использование абсолютных адресов позвол яет работать с условно-постоянными величинами (ставка налога, курс валюты, текущая дата и пр.), причем их значения заносятся в таблицу только один раз, что экономит время и место.

Читать еще:  Как правильно указать адрес электронной почты

Прежде чем начать профпробу, мне хочется напомнить Вам о том как важна хорошая осанка, так как позвоночник — это одна из проблемных зон оператора ЭВМ.

VI Практическая работа

А вот теперь приступаем к профессиональной пробе. Не за горами самый любимый и долгожданный праздник. Какой? Новый год.

Итак, вы оператор ЭВМ, и вам поступил заказ от председателя профсоюзного комитета рассчитать стоимость расходов на новогодние детские подарки для членов профсоюза. Известно, что детей 27 человек. Задание в рабочей тетради.

Конспект урока: «Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация

Цель урока: познакомить учащихся с возможностью автоматического вычисления в таблицах с помощью простейших арифметических операций и встроенных стандартных функций; ввести понятие диапазона, относительной и абсолютной адресации

образовательные: познакомить учащихся с понятием диапазона ячеек, с основными функциями обработки диапазона и операциями манипулирования с диапазонами ЭТ; изучить принцип абсолютной и относительной адресации.

развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики.

воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы проведения : беседа, фронтальный опрос, работа за компьютером.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, презентация.

Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.

Тема нашего урока «Работа с диапазонами. Относительная адресация», но, прежде чем мы перейдем к ее изучению, повторим материал пройденного урока.

Актуализация опорных знаний

Каково назначение электронных таблиц (ЭТ)? ( ЭТ предназначены для организации табличных расчетов на компьютере )

Что такое табличный процессор? Приведите пример табличного процессора. ( Табличный процессор – это прикладная программа, предназначенная для работы с ЭТ. Пример – Microsoft Excel )

Что представляет собой структура ЭТ? ( ЭТ состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки. Например: А1, С13, F 24 )

Какая информация может храниться в ячейках? ( В ячейке может помещаться текст, число, формула )

Сформулируйте правила записи формул. Что произойдет, если при вводе формулы вы нарушите эти правила? ( Запись в формуле ячейки начинается со знака «=»; формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций; знаки операций: +, -, *, /, ^; вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом )

Какие данные размещены в ячейках таблицы?

Мотивация учебной деятельности

Часто при работе с документами приходится сталкиваться с таблицами. Очень удобно обрабатывать числовую информацию в таблице. Ребята, как вы считаете, в каких профессиях используется работа с электронными таблицами? ( ответы учащихся)

Действительно, работа у продавца, у товароведа, у бухгалтера, у инженера, у учителя связана с расчетами. Все эти профессии для облегчения и упрощения расчетов используют электронные таблицы.

Начало созданию электронных таблиц было положено еще в 1979 году , когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон , на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.

Изучение нового материала

Табличные процессоры позволяют выполнять некоторые вычисления с целой группой ячеек, называемой диапазоном.

Диапазон (блок, фрагмент) – любая прямоугольная часть таблицы.

Обычно диапазон обозначается именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием. Минимальным диапазоном является одна ячейка таблицы.

Функции обработки диапазона

В каждом табличном процессоре имеется целый набор функций, применяемых к диапазонам. Это суммирование чисел ( СУММ ), входящих в диапазон, вычисление среднего значения ( СРЗНАЧ ), нахождение максимального ( МАКС ) и минимального ( МИН ) значений и некоторые другие. Такие функции называются статистическими .

Предположим, что в конце рабочего дня необходимо подсчитать выручку, полученную за день от продажи молочных продуктов. Для этого в таблице нужно просуммировать все числа из диапазона F3:F7. Пусть функция суммирования обозначается словом СУММ . Тогда нужная нам формула запишется так: = СУММ(F3:F7) . Она обозначает следующее: СУММ(F3:F7)=F3+F4+F5+F6+F7 .

Табличные процессоры позволяют манипулировать с диапазонами ЭТ. К операциям манипулирования относятся: удаление , вставка , копирование , перенос , сортировка диапазонов таблицы . Эти операции выполняются с помощью команд табличного процессора. Обычно эти команды пользователь выбирает из меню команд.

Принцип относительной адресации

Казалось бы, в результате таких манипуляций расчетные формулы могут стать неверными, поскольку изменятся адреса перемещенных на новое место ячеек. Чтобы такого не происходило, в электронной таблице реализован принцип относительной адресации.

Согласно принципу относительной адресации, адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула.

Следствием этого принципа является следующее правило: всякое изменение места расположения формулы ведет к автоматическому изменению адресов ячеек в этой формуле.

Читать еще:  Корректный адрес эл почты

Принцип абсолютной адресации

В некоторых случаях необходимо отменить принцип относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адреса ячейки не изменялись. Пример абсолютного адреса: $A$1 .

Допустим, владелец торгового павильона хочет узнать, какие товары пользуются наибольшим спросом. Для этого достаточно упорядочить строки таблицы по убыванию чисел в столбце «Продано». Большинство табличных процессоров позволяют производить сортировку (упорядочение) таблицы по какому-либо признаку. Для нашего примера формируется команда такого типа:

СОРТИРОВАТЬ СТОЛБЕЦ D ПО УБЫВАНИЮ

Отсюда видно, что наибольшим спросом пользуется йогурт, а меньше всего покупают сливки. Снова сработал принцип относительной адресации. Формулы изменились в соответствии с изменением месторасположения строк.

Относительная и абсолютная адресация ячеек

При копировании или перемещении формулы в другое место таблицы необходимо организовать управление формированием адресов исходных данных. Очевидно, что в зависимости от внутренней логики выражений в определенных случаях адреса должны оставаться неизменными, а других ситуациях для пользователя будет удобным и предпочтительным, чтобы их пересчитали с учётом относительного изменения местоположения. По этим причинам в электронных таблицах при написании формул наряду с понятием ссылки используется понятия относительной и абсолютной ссылок.

Определение. Ссылками называются адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях.

Наличие ссылки в формуле означает, что результат вычисления этой формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке, указанной в ссылке. Иными словами, ячейка, содержащая формулу, является зависимой, при этом значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при любом изменении данных в ячейке, на которую указывает ссылка.

Ссылку на ячейку можно задать разными способами. В первом случае адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести (ячейка или диапазон при этом выделяются определенным образом).

Определение. Абсолютная ссылка — это не изменяющийся при копировании и перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Для указания абсолютной адресации обычно используется символ $.

Различают два типа абсолютных ссылок: полная и частичная.

§ Полная абсолютная ссылка указывается, если при копировании или перемещении адрес клетки, содержащий исходное данное, не меняется. Для этого символ $ ставится перед наименованием и столбца, и строки.

Пример: $B$5; $D$12; $D$5 — полные абсолютные ссылки.

§ Частичная абсолютная ссылкауказывается, если при копировании или перемещении не меняется или номер строки, или наименование столбца. Тогда символ $ ставится перед номером строки (в первом случае) и перед наименованием столбца (во втором случае).

Пример: В$5, D$12, F$5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется номер строки;

$B5, $D12, $H5 — частичная абсолютная ссылка, не меняется наименование столбца.

Определение. Относительная ссылка — это изменяющийся при копировании или перемещении формулы адрес ячейки, содержащий исходное данное. Изменение адреса происходит по правилу относительной ориентации клетки исходной формулой и клеток с операндами.

Форма написания относительной ссылки совпадает с обычной записью адреса ячейки. Формула, где в качестве операндов используются относительные ссылки ячеек, воспринимается системой как шаблон, а ссылки ячеек в таком шаблоне — как средство указания на местоположение ячеек с операндами относительно ячейки с формулой. При копировании или перемещении такой формулы действует правило относительной ориентации клеток. Для запрета автоматической настройки адресов используется абсолютные ссылки ячеек.

Рис.9.3.

Пример: Правило относительной адресации поясним следующим образом. Пусть ячейка с адресом С2 (рис.9.3) содержит формулу-шаблон сложения двух чисел, находящихся в ячейках A1 и В3, т.е. =A1+В3. Эти ссылки являются относительными и отражают ситуацию взаимного расположения исходных данных в ячейках A1 и В3 и результата вычисления по формуле в ячейке С2. По правилу относительной ориентации ячеек ссылки исходных данных воспринимаются системой не сами по себе, а так, как они расположены относительно ячейки с адресом С2:

§ Ссылка A1 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вверх и на две влево;

§ Ссылка В3 указывает на ячейку, которая смещена относительно С2 на одну ячейку вниз и одну влево.

При выполнении операций копирования и перемещения формул следует иметь в виду, что формулы могут содержать три вида ссылок:

§ Двумерные ссылки — Относительные (обозначение А1+В3), Абсолютные ($A$1+$B$3), Смешанные ($A1+B$1);

§ Трехмерные ссылки, связанные с местоположением ячейки на листе, (например, Лист2!А3 — ячейка, Лист2:Лист6!А3:А5 – диапазон ячеек).

Следует отметить, что:

§ Относительные ссылки используются в формулах в тех случаях, когда вычисления нужно произвести по одной и той же формуле, но с разными данными. В этом случае при копировании формулы происходит пересчет с другими данными, расположенными по направлению копирования относительно исходных данных.

§ Абсолютные ссылки закрепляют какие-то данные (например, постоянный множитель), и при копировании вычисления происходят с одними и теми же закрепленными данными.

§ Смешанные ссылки фиксируют столбец или строку при копировании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9274 — | 7852 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector